Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.
Введение 4
1.Сущность и механизм фискальной политики 6
1.1 Сущность и виды фискальной политики 6
1.2 Инструменты фискальной политики 8
2. Налоги и их роль в регулировании производства 18
2.1 Понятие налога 18
2.2 Налоги: Их виды и функции 22
3. Дискреционная и не дискреционная политика 25
3.1 Дискреционная политика 25
3.2 Недискреционная фискальная политика 28
Заключение 33
Библиографический список 35
Содержание
Введение 4
1.Сущность и механизм фискальной политики 6
1.1 Сущность и виды фискальной политики 6
1.2 Инструменты фискальной политики 8
2. Налоги и их роль в регулировании производства 18
2.1 Понятие налога 18
2.2 Налоги: Их виды и функции 22
3. Дискреционная и не дискреционная политика 25
3.1 Дискреционная политика 25
3.2 Недискреционная фискальная политика 28
Заключение 33
Библиографический список 35
Основной задачей государства
на всех этапах его развития является
стабилизация экономики. В нынешнее
время государство активно
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Фискальная политика как важнейший
элемент финансовой политики государства
выполняет ряд важнейших
Теоретическая база фискальной политики
достаточно хорошо разработана. Но эта
область экономической науки
не исчерпала себя. Множество спорных
и нерешенных проблем реализации
фискальной политики, ее влияния на
развитие государства требуют
Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.
При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.
Понятие "фискальная политика", как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж .М. Кейнса. Главное назначение фискальной политики — государственное регулирование современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных инструментов. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому её можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Бюджетно-налоговая политика -это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение [1, с.415]:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости
ресурсов (прежде всего решение
проблемы циклической
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
-дискреционную;
-недискреционную.
Дискреционная фискальная политика
основывается на решениях правительства,
которое, манипулируя налоговыми ставками
или структурой налогообложения, уровнем
государственных расходов, воздействует
на формирование совокупного спроса и
совокупного предложения, реальный объем
национального продукта, уровни занятости,
инфляции и цен.
Выделяют два вида дискреционной политики:
стимулирующую;
рестриктивную.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Второй вид фискальной политики — недискреционная или автоматическая. Она предполагает автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Эти стабилизаторы могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур. Их суть заключается в увязке величин налоговых поступлений и государственных расходов с изменениями, происходящими в экономике.
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов [2, с.75].
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
Немного
иной перечень инструментов фискальной
политики представлен в учебнике
«Экономика» академика
К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам [3, с. 404]
Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций [3, с. 405].
Налоги выполняют три основные функции [4, с. 394]:
В
современной экономике
Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.
В зависимости от использования налоги делятся на:
В зависимости от характера ставок различают налоги [5, с. 394, 395]:
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке.
Ставка налога (К)
(общая сумма налогов)
в процентах 100
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [6, с. 167].
Однако во
многих государствах ставки налогов
значительно выше оптимального уровня,
и это объясняется действием
других факторов, не учитываемых в
теоретической модели. Например, в
странах, тяготеющих к сильному государственному
регулированию, будет преобладать
стремление к увеличению бюджета
через доходную часть. Налоговые
ставки в таких странах высоки.
И наоборот, если страна тяготеет к
либеральному рыночному устройству,
к минимальному государственному вмешательству
в экономику, налоговые ставки будут
ниже. Кроме того, стремление иметь
социально ориентированную