Сущность и механизм фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание

Введение 4
1.Сущность и механизм фискальной политики 6
1.1 Сущность и виды фискальной политики 6
1.2 Инструменты фискальной политики 8
2. Налоги и их роль в регулировании производства 18
2.1 Понятие налога 18
2.2 Налоги: Их виды и функции 22
3. Дискреционная и не дискреционная политика 25
3.1 Дискреционная политика 25
3.2 Недискреционная фискальная политика 28
Заключение 33
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика Курсовая.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

Очевидно, чем  выше налоги, тем меньшим доходом  будет располагать субъект, а  значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех  факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как  налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в  виде налогов, идут в государственный  бюджет, впоследствии расходуясь на различные  цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть  бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических  лиц.

В настоящее  время получила распространение  точка зрения о необходимости  дополнительного существенного  сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого  авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства [7, с. 347].

Под государственными или правительственными расходами  понимаются расходы на содержание института  государства, а также государственные  закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут  быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета школ, медицинских  учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный  признак всех этих закупок заключается  в том, что потребителем выступает  само государство. Обычно говоря о государственных  закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления  государства, которые более или  менее стабильны, и закупки для  регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает  во время подъема и инфляции в  целях поддержания стабильности производства. В то же время эти  действия направлены на регулирование  рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших  макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в  социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими  разумных пределов может привести к  финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

  • государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
  • строительства за счет капитальных вложений;
  • расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных  расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет – это годовой  план государственных расходов и  источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом  государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных  мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, а также выполнения необходимых  социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных  ассигнований и выполняют функции  политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят  целевой и, как правило, безвозвратный  характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета  на целевое развитие называется бюджетным  финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского  кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при  применении финансирования государство  разрабатывает порядок и условия  использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения  жизни населения.

Структура государственных  расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями  экономики, развитием оборонных  отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [6, с. 671]. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% [8, с. 409].

 

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая  достичь целей, поставленных перед  фискальной политикой. Основными инструментами  фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства  велика.

 

 

2. Налоги и  их роль в регулировании производства

2.1 Понятие налога

 

Финансовое  обеспечение бюджетов всех уровней  — федерального, субъектов Федерации, местного — осуществляется за счет разных видов государственных доходов.Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.                                                               

Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ, «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Налог — это  обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком в  определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются а нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога — это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется  за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный  валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимостъ продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд — 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его за-11-работ ной платы); в фонд социального страхования — 5,4%; в фонд занятости населения — 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования — 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% — в региональные фонды).

В Законе РФ «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между  налогами и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.), взимаемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему, основы которой в России и были законодательно оформлены в 1991 г.

В настоящее  время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Объектами налогообложения  являются:

-    прибыль (доход);

-    стоимость определенных товаров;

-    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

-    имущество юридических и физических лиц;

-    дарение, наследование имущества;

-    операции с ценными бумагами;

-    отдельные виды деятельности;

-    другие объекты, установленные законом.

-    Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы:

-    налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

-    налоги с имущества (предприятий и граждан);

-    налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

В соответствии с действующим законодательством  все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные.

Часть федеральных  налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Например, федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Федерации. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, спецналог, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, -:-;, но на практике нормативы утверждаются и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственна в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов  субъектов Федерации один — налог  на имущество юридических лиц  — равными долями зачисляется  в региональный и местные бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта Федерации. И наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога — на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

  2.2 Налоги: Их виды и функции

 

Фискальная  политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Но  каким же образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости? Чтобы понять общие принципы государственного регулирования, необходимо четко выделить два компонента фискальной политики: правительственные расходы  и налоги.

Термин  «налог» весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в России налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи  юридических и физических лиц, осуществляемые на основе специального законодательства и используемые  государством для реализации его функций. Коренным отличительным признаком налогов является принудительный характер их взимания. За нарушение этой обязанности следует  наказание, предусмотренное законами той или иной страны. На практике налоги предстают сегодня некий компромисс между потребностями государственной машины  и возможностями налогоплательщиков, к достижению  которого  следует стремиться [9, c.198].

В зависимости от способа платежа  и самого характера их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Первый вид:

    • налоги на доходы и имущество;
    • подоходный налог с граждан;
    • налог на прибыль   корпораций (фирм);
    • налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    • налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

Они взимаются с конкретного физического  или юридического лица, облагается непосредственно имущество налогоплательщиков, а также их доходы. Их называют прямыми налогами. Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогом на землю и на другую недвижимость, которые включаются в аренду и квартирную плату.

Информация о работе Сущность и механизм фискальной политики