Сущность и понятие рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума, как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, и монетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше в катастрофическом состоянии нашего трудового потенциала: большевиков или неолибералов. Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Содержание

Введение 2
1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 3
1.1 Эволюция понятия «рынок труда». 3
1.2 Рынок труда и заработная плата. 6
1.3 Особенности товара «труд». 8
1.4. Типология и структура рынка труда. 9
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 13
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 13
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 16
2.3. Правовое регулирование рынка труда. 19
2.4. Деятельность профсоюзов. 22
3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России 23
3.1.Рынок труда в неформальном секторе. Гендерная асимметрия 23
3.2.Состояние рынка рабочей силы на селе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список изпользованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к  основным принципам регулирования  трудовых отношений можно отнести  следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным  образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных  актов, а с простым неисполнением  закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности  требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что  гарантированные государством права  работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

 

 

2.4. Деятельность  профсоюзов.

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они  обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

  • Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии.
  • Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.
  • Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к  такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен  на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих  пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей  жизненно важные для работников социальные функции.

 

3. Проблемы функционирования  рынка труда в переходной экономике  современной России

 

3.1.Рынок труда  в неформальном секторе. Гендерная  асимметрия

В настоящее время уровень  безработицы (по официальным данным численность безработных в середине 1999г. превысила 12,4% к числу экономически активного населения) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить  действительные масштабы безработицы  довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

Безработица и рост занятости  в неформальном секторе экономики  является основными проблемами и  главными характеристиками, определяющими  сегодня состояние российского  рынка труда. Вначале обратимся  к официальной статистике занятости  и безработицы в последние  годы.

Динамика численности  и изменения в структуре занятости  по полу являются наиболее общей характеристикой  рынка труда. Общая численность  занятого населения с 1990 по 1998 г. уменьшилась  более, чем на 11,68 млн. человек. Процесс этот имеет ярко выраженную гендерную асимметрию, поскольку сокращение занятых женщин шло в 2 раза быстрее, чем занятых мужчин (женщин – на 7,85 млн., мужчин – на 3,83 млн.)5. В 1991-1992 гг. на фоне обвального вытеснения женщин из сферы занятости происходило даже некоторое увеличение занятости мужчин, для которых конъюнктура на рынке труда в то время была относительно благоприятной.

Российская статистика безработицы, собираемая и рассчитываемая в соответствии со стандартами МОТ, имеет иной гендерный  подтекст, чем приведенная выше статистика занятости. Из данных о динамике по безработице следует, что на протяжении последнего десятилетия безработица среди мужчин была на 5-9 процентных пунктов выше, чем среди женщин. Однако при сопоставлении статистики занятости и безработицы возникают вопросы. Почему мужчины составляют большинство среди безработных, а в результате процессов, происходящих на рынке труда, работу теряют в основном женщины? Этот парадокс нельзя объяснить, если рассматривать только количественную сторону процесса. Однако при сущностном подходе к происходящему можно сделать ряд выводов.

Первый. Между мужской  и женской безработицей в России имеются качественных различия: большинство  безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время  как основная масса женщин, вытесненных  из общественного производства, теряют ее практически навсегда6.

Второй вывод касается дискриминационного характера государственной  политики занятости по отношению  к женщинам: государством не только не принимаются никакие меры по выравниванию прав и возможностей женщин на рынке  труда, а, напротив, маскируются и  замалчиваются проблемы женской  занятости и безработицы.

Третий вывод свидетельствует  о нереальности для большинства  безработных россиянок стать  “счастливыми домашними хозяйками”, хотя именно такое решение женского вопроса наиболее упорно пропагандируется СМИ. Однако в условиях глубокого  экономического кризиса и падения  жизненного уровня большинства населения  российские семьи не могут выжить без заработка женщины7.

В итоге при отсутствии эффективной государственной политики формируются механизмы саморегуляции, направленные на выживание семей, включая занятость в неформальном, в том числе и теневом секторе. Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов, да и цена, которую платят за нее женщины, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.

Наиболее типичными формами  неформальной деятельности являются уличная  и рыночная торговля, услуги населению  по строительству, ремонту, пошиву, частный  извоз, репетиторство и частные  уроки, а также уборка квартир  и офисов, приготовление пищи, присмотр за детьми, больными и престарелыми. При этом на таких работах, как  ремонт квартир и автомобилей  или частный извоз, то есть высокооплачиваемых, преобладают мужчины. Если же речь идет о работе за гроши по найму на хозяина, то здесь практически всегда используется женский труд8.

Выходом из сложившейся ситуации не может быть запрещение труда или  усиление гонений на занятых в неформальном секторе. Для России наиболее целесообразно направление политики в области занятости в неформальном секторе может быть попытка локализовать масштабы данного явление и направление его в цивилизованное русло. Для этого прежде всего надо пересмотреть налоговую политику в отношении малого бизнеса и микробизнеса (самозанятых) и попытаться реанимировать хотя бы те идеи и программы помощи им, которые действовали в середине 90-х годов. Кроме того, при разработке политики занятости для неформального сектора надо учитывать гендерные особенности и специфические (возраст, образование) характеристики занятых работников. Можно с уверенностью сказать, что от того, как будут (и будут ли) решаться в нашем обществе и государстве проблемы неформальной экономики, во многом зависят перспективы занятости в России.

 

3.2.Состояние рынка  рабочей силы на селе

село почти повсеместно  вступило в период реформ, нуждаясь в дополнительной рабочей силе. Ныне здесь опережающими темпами по сравнению  с городом растет безработица. Безработица  на селе приобрела застойный характер. Даже среди зарегистрированных безработных  удельный вес лиц, не работающих свыше  восьми месяцев, достигает 45%. В составе  сельских безработных преобладают  женщины (64%), из них 27% имеют высшее и среднее специальное образование. Треть сельских безработных – молодые люди в возрасте до 30 лет, из них 13% - выпускники профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, что свидетельствует о несоответствии качества профессиональной подготовки потребностям рынка труда.

Ограниченность сфер занятости  на селе, отсутствие развитого рынка  жилья, низкая территориальная и  социально-профессиональная мобильность  сельского населения, слабая социальная защита безработных сдерживают процесс  оптимизации уровня и структуры  занятости в крупном сельскохозяйственном производстве. В результате растет латентная безработица.

Коллективный договор  еще не стал важным инструментом регулирования  трудовых отношений на сельскохозяйственном предприятии. Трудовые отношения между  фермерами и наемными работниками  во многих случаях находятся вне  правового поля.

В последние годы на селе значительно расширился социальный состав малообеспеченного населения. Основная причина широкого распространения  бедности на селе – низкая оплата сельскохозяйственного  труда. С 1994 г. сельское хозяйство по этому показателю прочно занимает последнее  место среди отраслей отечественной  экономики. В 1999 г. среднемесячная оплата труда здесь была ниже, чем в  промышленности, в 3,1 раза, а в расчете  на 1 час труда – в 3,5 раза. Отношение  начисленной заработной платы к  прожиточному минимуму трудоспособного  человека в промышленности составляло 1,92, а в сельском хозяйстве –  лишь 0,61.

Итак, российская деревня  вступает в XXI век, находясь в глубоком социально-экономическом кризисе. Преодоление сложившейся критической ситуации возможно только при коренном изменении проводимой по отношению к ней политики. Стратегия развития села должна предусматривать подход к нему как к социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей широкий спектр народнохозяйственных функций (в том числе и трудоресурсную). Сочетая методы государственного регулирования и рыночной самонастройки, финансирование развития села следует осуществлять по многоканальному принципу: за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, привлекаемых для реализации социальных программ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я попытался  дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта  деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть  в одной работе все стороны  этой проблемы. Однако, исходя из всего  вышесказанного, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что  рынок труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и  предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи  этого труда. Ведь рынок труда  испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов  трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Информация о работе Сущность и понятие рынка