Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа
Расширение и углубление экономических отношений между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием внешней торговли. По оценке ВТО и ОЭСР в течение последних 250 лет (за исключением периода 1913-1950 г.г.) среднегодовые темпы роста международной торговли опережали темпы мирового экономического развития примерно в 1,5 раза. Многие дискуссии в новой и новейшей истории экономической мысли пронизаны вопросами внешнеторговой тематики.
Введение
Глава 1. Соотношение свободы торговли и протекционизма в теории и практике мировой торговли
1.1 Меркантилизм, классические теории и теории международной торговли I половины XX века о протекционизме и фритредерстве
1.2 Свобода торговли и протекционизм в теории и практике международной торговли II половины XX века
Глава 2. Основные особенности противоречий современной международной торговли
2.1. Сущность и структура торговых противоречий
2.2. Механизм торговых конфликтов
2.3. Причины и особенности возникновения современного неопротекционизма
Глава 3. Воздействие регулирования мировой торговли международными организациями на формирование внешнеторговой политики России
3.1 Значение ГАТТ/ВТО и ЮНКТАД в либерализации международной торговли
3.2. Интересы России в контексте правил ВТО.
3.3 Формирование внешнеторговой политики России в условиях взаимоувязки процессов либерализации и протекционизма
Заключение Библиография
Вряд ли можно подвергнуть
сомнению правильность высказывания известного
экономиста Джеффри Сакса, что еще
ни одной стране мира не удалось
создать здоровую экономику, изолировавшись
от мировой экономической системы.
Закономерным было то, что одной
из ведущих тенденций
При оценке степени открытости национальной экономики предлагаются различные критерии как количественного (например, внешнеторговый оборот достигает уровня около 25% к ВВП2) так и качественного характера (политический аспект, вопросы национальной безопасности и др.).
Например, по мнению российского
экономиста Долглва СИ. экономика
страны считается закрытой, если присутствует
хотя бы одно из следующих условий:
1) по крайней мере 40% внешнеторгового
оборота подвергается нетарифным ограничениям;
2) средний уровень пошлины
Пебро. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. / Общая редакция Бабинцевой Н.С. - М.: Прогресс, Универс, 1994 - с.6 Мировая экономика / Под ред. В.КЛомакина. - М.: Издательский центр "Анкил", 1995. - с 15
8
государственная монополия
на важнейшие экспортные товары. Экономику
страны можно считать открытой, если
в наличии нет ни одного из этих
факторов.3 Поэтому обеспечение открытости
предполагает свертывание и упразднение
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг, капиталов, рабочей
силы и технологий. Это и есть
либерализация
Таким образом, внешнеэкономическая открытость в самом общем виде может быть определена как свобода конкуренции зарубежного спроса и предложения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и технологий на внутреннем рынке страны.
Рис. 1
свободна)! торговля
свободное движение капитала
внешнеэкономическая открытость
свободное перемещение труд, ресурсов
свободный обмен технологиями
Однако, абсолютно открытой экономики, т.е. такой, в процессе функционирования которой без всяких ограничений происходило движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имеет ни одна страна мира. В любой стране государство регулирует международный оборот ресурсов.
Как указывает И. Фаминский, «переход к открытой экономики не может быть одномоментным и не должен означать полного отказа от регулирующей роли государства во внешнеэкономической области»4. Подтверждением этого является тот факт, что открытость для ПРС означает главным образом неприемлемость регулирования национальной экономики методами, которые были бы возможны при изоляционистском развитии, не учитывающими характера процессов, происходящих
3 Долгов СИ. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М. Экономика. 1998 — с.166
4 И.Фаминский «Открытая
экономика и
в миром хозяйстве. При этом открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.
В итоге, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики во внешнеторговой политике государств продолжает действовать весьма разнообразный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экспортеров. Наряду с сохранением таможенных пошлин используются нетарифные барьеры.
Как правило, в государственной
внешнеэкономической политике сочетаются
оба направлении — и
Фритредерство (от англ. словосочетания
"free trade" - свобода торговли) —
принцип внешнеторговой политики, предусматривающий
минимальное государственное
Либерализация внешней торговли - это процесс устранение препятствий и ограничений на пуги международного обмена товарами и услугами (процесс снижения тарифных и нетарифных барьеров внешней торговли). Чем меньше таких препятствий, тем более открытой является экономика.
Протекционизм (от лат. слова
"protecto" — защита, покровительство)
— принцип внешнеторговой политики,
предполагающий вмешательство государства
во внешнеторговую деятельность в целях
защиты внутреннего рынка от иностранной
конкуренции и активного
Рассмотрим соотношение протекционизма и фритредерства в теории и практике международной торговли.
Исторически внешнеторговая
политика государств строилась на основе
протекционизма или либерализации
торговли в зависимости от конкретных
социально-экономических и
10
Начало современной тарифной
системы (которая является неотъемлемым
инструментом осуществления политики
протекционизма) связано с возникновением
первых государственных образований,
когда стали вводиться сборы
в денежной или натуральной форме
за право торговли на определенной
территории. В тот же период появились
и первые попытки участников торговли
добиться для себя торговых льгот
и привилегий. Однако качественно
иное направление внешнеторговая политика
приобрела лишь в период заката средневекового
феодализма и зарождения капиталистических
отношений в Европе (XV - XVIII вв.), когда
возникли уже достаточно целостные
экономические воззрения, которые
подвели определенную общетеоретическую
базу под торговую политику государств,
характеризующуюся усилением
Представители меркантилизма
(А. Монкретьен, У. Стаффорд, Т. Мэн) отождествляли
богатство страны с золотом и
серебром, его источником они логически
считали сферу торговли, особенно
внешней (книга английского
Импорт товаров (отдача денег) для меркантилистов был равносилен уменьшению богатства, поэтому они выступали за государственное вмешательство в международный товарооборот в целях увеличения экспорта и сокращение импорта. Для достижения данных целей был создан целый арсенал всевозможных мер воздействия на внешнюю торговлю (ввозные и вывозные пошлины, премии, торговые договоры, монополии и т.д.), было принято множество законов, регулирующих внешнюю торговлю. При несоблюдении этих законов применялись жесткие меры наказания - конфискация собственности, тюремные заключения и т.д. вплоть до казни при повторном несоблюдении законов. Кроме того, обратив внимание на то, что обработка дает сырью добавленную ценность, и что вывоз не сырья, а готовых изделий значительно выгоднее, меркантилисты выступали за ограничение и даже полный запрет вывоза сырых материалов.
Критики меркантилизма обратили внимание на то, что активный торговый баланс дает лишь мимолетный эффект, поскольку приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены и доктрина "продать дороже, купить дешевле"
11
оборачивается против самой
страны. Французский экономист Р.
Кантильон и английский философ
Д. Юм в общем виде описали "механизм
золото - денежных потоков", который
автоматически приводит к естественному
распределению драгметаллов между
странами и установлению таких уровней
внутренних цен, при которых экспорт
страны становится равным импорту. Суть
их теории состоит в том, что дополнительное
количество золота повышает внутренние
цены относительно других стран, это, в
свою очередь, ослабит .конкурентоспособность
товаров на внешних рынках, уменьшит
объем экспорта и увеличит объем
импорта, а разница превышения импорта
над экспортом будет
И все же до XVIII в. в теории международной торговли господствовал меркантилизм. Активно идеи меркантилизма развивались и в России. Видным меркантилистом был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). Основная цель проведенной им реформы в Пскове - оградить и укрепить экономические позиции города в борьбе с иностранным торговым капиталом.
Другой русский ученый и общественный деятель Василий Никитич Татищев (1680-1750) советовал не допускать к вывозу за границу золота и серебра в слитках, монете и посуде, а разрешать вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработки составляет не менее половины. Импорт же золота и серебра в слитках он предлагал освободить от пошлин, как и импорт недостающего сырья для развития промышленности. Он предлагал установить высокие пошлины на товары и изделия, которые могли производиться в России.
Таким образом, согласно точке зрения представителей меркантилизма внешняя торговля должна была, прежде всего, обеспечить получение золота, а это достигалось превышением экспорта товаров над импортом, и тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю. Поэтому именно протекционизм оказался идейно близким меркантилизму. Основной причиной ввода торговых ограничений в эпоху меркантилизма было стремление к максимальному накоплению денег в стране, даже если обогащение одной страны происходило за счет обнищания другой (Верри, Стюарт). Однако уже английский
12
меркантилист Ульим Стаффорд (1554-1612 гг.) причины осуществления протекционистской политики увязал с необходимостью покровительства молодой промышленности. Данные идеи нашли свое дальнейшее развитие в науке XIX века, когда представители исторической школы немецкий экономист Ф. Лист и английский экономист А. Гамильтон выдвинули доктрины, отстаивающие протекционизм.
Ф. Лист (1789-1846) - сторонник
протекционизма и государственного
вмешательства в экономическую
жизнь. Он разработал учение о «национальной
экономии», согласно которому экономика
отдельных стран развивается
по своим собственным законам, поэтому
для каждой страны характерна своя
«национальная экономия», задача которой
заключается в определении
Центральное место в системе «национальной экономии» заняло учение «о воспитательном протекционизме». Ф. Лист отмечал, что каждая страна должна развивать свою промышленность. А это невозможно при дешевом ввозе иностранных товаров. Поэтому, чтобы создать в стране промышленность, надо искусственными мерами создать благоприятные условия для ее развития. Для этого необходимо защитить ее от иностранной конкуренции путем установления пошлин на ввоз иностранных продуктов. Свободную торговлю же он рассматривал как идеал будущего, а в настоящее время она выгодна только той стране, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны (например, для Англии).5'
В свою очередь А. Гамильтон (1755-1804) выступил за активное государственное вмешательство во внешнюю торговлю для стимулирования перехода к более высоким стадиям развития. Как и Ф. Лист задачу протекционизма он видел в защите национальной промышленности.
В отличие от Ф. Листа и
А. Гамильтона, немецкий экономист Адольф
Вагнер (1835-1917 гг.) отстаивал идеи так
называемого аграрного
ЛистФ. Национальная система политической экономии. СПб.: 1891.
13
Позже, в конце XIX века, когда
Англия утратила свои позиции экономического
лидера в связи с промышленным
ростом в Германии и Америки, в
Англии появились новые концепции
протекционизма, связанные с именем
Дж. Чемберлера, который указал на вред
односторонней свободы
Информация о работе Сущность политики фритредерства и политики протекционизма