Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в определении сущности фискальной политики государства, изучении её типов и инструментов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить экономическую сущность фискальной политики, изучить ее цели и задачи;
Рассмотреть типы фискальной политики, раскрыть ее инструменты;
Проанализировать государственное регулирование бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь.
Введение
1 Сущность и значение бюджетно-финансовой политики
2 Типы и инструменты бюджетно-финансовой политики
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях
Заключение
Список использованных источников:
G — государственные расходы;
Т— налоговые поступления
Примечание ¾ Источник: [8, с.7].
Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП (чистый национальный продукт). Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
В этот период налоговые
поступления превышают
График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.
На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом [8, с. 33].
Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Различают следующие инструменты фискальной политики:
Причем, такие инструменты, как государственные расходы и налоги дают мультипликационный эффект. Но мультипликатор государственных расходов сильнее мультипликатора налогообложения.
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Мультипликатор государственных расходов (MPG) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
MPG =
Прирост государственных расходов
Рассмотрим суть этого мультипликационного эффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е1 при объеме ВНП, равном 60 млрд. р. (рис. 2.2).
Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е2, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2 раза, т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.
10 млрд.руб.
Млрд.р
60 80
Рисунок 2.2 — Совокупные расходы
Примечание ¾ Источник: собственная разработка на основе [9].
Таким образом, рост объема
государственных закупок
Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налогов), следовательно, сократятся и расходы. Это в свою очередь отразится на всей сумме совокупных расходов - она уменьшится.
При постоянных I и G график совокупных расходов (C+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП.
Противоречивая картина складывается при сокращении налогов. Вместе с тем влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережение. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.
Каким будет при этом уменьшение потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (MPC). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МРС или С=Т * МРС (аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога или S= T * MPS).
Действие налогов, подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления, значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Налоговый мультипликатор:
KT = ( - 1 / 1 – MPC ) * MPC = - MPC / MPS, (2.2)
Налоговый мультипликатор имеет отрицательный знак, т.к. отражает процесс сжатие ВНП при росте налогов.
Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства валового национального продукта (ВНП). Сокращение государственных расходов, соответственно, влечет за собой сокращение ВНП.
В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).
Итак, эффективная фискальная политика опирается с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходную часть бюджета.
Однако ей свойственны черты, которые снижают ее эффективность. Во-первых, изменение госрасходов может приходить в противоречия с целями расходования по другим направлениям для проведения определенной политики. Во-вторых, данная политика эффективна в краткосрочном периоде. В-третьих, ей характерен эффект запаздывания, т. е. необходимо время, чтобы изменить величину налога или правительственных закупок. И, наконец, эффективность политики возрастает только в том случае, если она сочетается с кредитно- денежной политикой.
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях
Глобальный финансово-
В данных условиях правительство Республики Беларусь было вынуждено принять необходимые меры для стимулирования экономики. С 2009 года можно проследить тенденцию к значительному сокращению доходов республиканского бюджета, в большей степени за счет снижения налоговых поступлений. Расходы бюджета также снижаются, однако в меньшей степени, по сравнению с доходами. Уже с 2010 года расходы республиканского бюджета превышают доходы, что характеризует бюджетно-финансовую политику Республики Беларусь как стимулирующую. Конкретные значения доходов и расходов республиканского бюджета за последние 5 лет приведены ниже в таблице 3.1:
Таблица 3.1 – Сведения о динамике доходов и расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2006-2010 гг.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (январь-сентябрь) |
2011 (прогноз) | |
Всего доходов, трлн. р. |
28,7 |
36,2 |
49,0 |
46,8 |
21,4 |
33,6 |
Всего расходов, трлн. р. |
27,5 |
35,9 |
48,1 |
46,3 |
23,5 |
39,6 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [12]
Главный финансовый документ страны - республиканский бюджет на следующий год.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 октября текущего года подписал законы о республиканском бюджете на 2011 год, о бюджете Государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты, а также о внесении поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Бюджет 2011 года имеет 3 основные особенности. Он базируется на изменениях налогового законодательства, снижении налоговой нагрузки, радикальном упрощении налогового администрирования. В бюджете нарастает так называемый социальный пакет и сохраняется активная поддержка экономики, стимулирование ее инновационного развития. Государственные расходы на социальную сферу вырастут на 40%.
2011-ый - первый год после
кризиса, бюджет-2011 экономисты уже
назвали самым лучшим как
Бюджет 2011 года будет стимулировать развитие новых производств в регионах Беларуси.
Новый бюджет изменил
подходы по стимулированию местных
органов власти в создании новых
производств на их территориях. С 2011
года принципиально меняется схема
распределения налога на прибыль
между уровнями бюджета. Если в 2010 году налог на прибыль распределялся 50/50 в
доходах республиканского и местных бюджетах,
то с будущего года эта схема меняется.
Весь налог на прибыль, который будет получать
бюджет от предприятий негосударственной
формы собственности и коммунальной, будет
оставаться на территории соответствующей
административно-
Информация о работе Сущность фискальной политики государства