Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:27, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.
Введение 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации. 3
1.1. Формы собственности 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 5
2. Приватизация 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 7
2.2. Способы и формы приватизации 10
2.3. Этапы приватизации 13
3. Особенности приватизации в России 14
3.1. Понятие приватизации в России 14
3.2. Цели российской приватизации. 16
3.3. Государственная программа приватизации 17
3.4. Ваучерный этап приватизации 18
3.5. Денежный этап приватизации 23
3.6. Итоги приватизации. 24
Проблема воссоздания института собственности. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рецензия 37
Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.
Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации – ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Главными целями приватизации в 1992 г. были:
Необходимо отметить,
что цели, поставленные перед программой
приватизации, во многом были противоречивы
и не учитывали сложившихся
Законом
определялась государственная программа
приватизации. Программа разрабатывалась
на три ближайших года, и состояла
из задания на текущий год и
прогноза на два последующих года.
В соответствии с этой программой
были определены объекты приватизации
(три группы - объекты, не подлежавшие
и не подлежащие в ближайшее время
приватизации. Сюда входят: недра, земельные
и водные ресурсы, континентальный
шельф, железнодорожные, трубопроводные
и автомагистрали, объекты, представляющие
собой национальное достояние. Сюда
же относится подавляющая часть
оборонного комплекса, за исключением
тех предприятий, которые уже
переключились на производство гражданской
продукции; объекты немедленной
приватизации, где была рекомендована
немедленная приватизация. Это: торговля,
сфера услуг, коммунальное хозяйство,
жилье, мелкие и средние предприятия,
муниципальный транспорт и т.п.
В программе
также устанавливался перечень государственных
предприятий, объединений или их
подразделений, не подлежавших приватизации.
Организация приватизационной компании
по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась
на Государственный комитет
Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».
Положительной
стороной приватизационного чека явилось
и то, что чековая приватизация
предопределяла крупные масштабы и
высокие темпы процесса - ведь чеки
розданы всему населению и
сроки их реализации были ограничены.
Тем самым в процесс
Ваучерный этап приватизации в России
имеет точную дату своего завершения
– 1 июля 1994 года. Для строгой оценки
итогов ваучерной приватизации данных
явно недостаточно, отсутствуют достоверные
данные о поступлении средств
от приватизации (официально приводимые
данные противоречивы и не стыкуются
по ряду параметров), равно как и
нет точных сведений об участии иностранного
капитала в приватизации. В среде
экспертов ставится под сомнение
статистика обращения ваучеров и
деятельности чековых инвестиционных
фондов в условиях, когда правовые
и фактические возможности
Тем не менее итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.
Результат ваучерной
приватизации: Во-первых, приватизация
в России, как бы ее ни оценивать,
осуществлялась и осуществляется. Можно
спорить о многом, но фактом остается
то, что большинство предприятий,
подлежащих приватизации, приватизировано,
в том числе путем
В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.14 По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.15
Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.16
Приватизация предприятий-
Таким образом, из всех задач, поставленных
Государственной программой приватизации,
достигнута фактически одна – создание
условий и организационных
Что касается создания частной собственности и частных собственников, то в этой сфере ситуация более сложная. Большинство акционируемых предприятий избрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достается 51% уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой собственности «эффективных» собственников, не желающих вкладывать деньги в предприятия, где они не будут полновластными хозяевами. В результате у крупных предприятий появилось много формальных собственников, относительно мелких, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в реконструкцию или реанимацию производства. При этом пока нет отработанной системы управления пакетом акций, принадлежащих государству. Да и средств у таких акционеров тоже нет. Поэтому фактическое руководство бывшими государственными, а ныне акционерными предприятиями, осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще меньше подконтрольна собственнику (некогда – государству, а теперь – акционерам).
Одновременно происходит процесс
перераспределения