Тема приватизации и ее контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.

Содержание

Введение 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации. 3
1.1. Формы собственности 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 5
2. Приватизация 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 7
2.2. Способы и формы приватизации 10
2.3. Этапы приватизации 13
3. Особенности приватизации в России 14
3.1. Понятие приватизации в России 14
3.2. Цели российской приватизации. 16
3.3. Государственная программа приватизации 17
3.4. Ваучерный этап приватизации 18
3.5. Денежный этап приватизации 23
3.6. Итоги приватизации. 24
Проблема воссоздания института собственности. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рецензия 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.68 Кб (Скачать файл)

Едва ли можно предполагать, что  политические лидеры, которые стояли у истоков и руля приватизации в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных ее последствий. Ответственность, которую  они возложили на себя, требовала  и требует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта  за короткий период времени, а не в  течение тысячилетий. О наличии  такой возможности свидетельствует  опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии, Польши. Между тем предварительные  итоги приватизации в России показывают, что положение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка  бывших социалистических стран и  бывших союзных республик бывшего  СССР получили результаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность  экономического спада. Сопоставляя  предварительные итоги приватизации в России с этими странами, мы можем констатировать, что переход  к частной собственности идет у нас средними темпами и с  относительным успехом.17

3.5. Денежный  этап приватизации

 

К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца  чековой приватизации оставалось несколько  месяцев, это потребовало от правительства  создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия - банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически  снял все ограничения для участия  зарубежных предпринимателей в аукционах  и при покупке акций как  за деньги, так и за чеки.

Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено  было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах  до 25%., вместо прежних 10%. Это позволило  фондам реально участвовать в  управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего  по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены  были уступить свои акции более крупным  и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими  была легализована Программой.

Нельзя  было забывать  о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно  действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда  были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.

И, наконец, третий путь - это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая  норма была заложена в Указе, который  поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать  решения о принудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив  уже не получал всех льгот, предусмотренных  при обычной приватизации, т.к. речь шла не  о перераспределении  собственности, а об экономическом  оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать  на инвестиционном конкурсе необходимый  пакет акций по тем условиям, которые  одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это  предотвращало возможную коррупцию  и позволяло одновременно более  четко и взвешенно форсировать  процесс принудительной приватизации.

3.6. Итоги  приватизации.

Проблема  воссоздания института собственности.

 

Рыночная экономика не может  быть социально-ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, когда выживают компании, проводящие в жизнь агрессивную  стратегию развития – стратегию  захвата относительно мелких и средних  фирм с целью увеличения собственного капитала компании за счет процессов  централизации капитала. Скорее всего  здесь произошло смешение понятий: социально-ориентированной может  быть «государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что записано в ст.7 Конституции РФ.

Повышение эффективности деятельности предприятий  путем их приватизации – (следующая  цель приватизации) не могло быть достигнуто в применяемых вариантах приватизации через акционирование, поскольку  все три варианта приватизации 1992 года были основаны на предоставлении льгот трудовым коллективам предприятия  или льгот инициативной группе работников предприятия, подписавшей договор  с Госкомимуществом по управлению предприятием для вывода его в короткие сроки  в высокорентабельные и перспективные, что само по себе не способствует повышению  эффективности производства. Кроме  того,  для роста эффективности  промышленных предприятий России помимо приватизации необходимо было решить следующие жизненно важные задачи:

  • Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
  • Создать финансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливу капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности на инвестированный капитал;
  • Привлечь значительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.
  • Очевидно, что чековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленных задач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так как не были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночного механизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, которая предполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей и переподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новых наукоемких производств».18

Главным регулятором при формировании отраслевых пропорций, распределении рабочей  силы и средств производства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурной перестройки, который  сопровождался серьезными кризисами  – экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государства  на отраслевую структуру, т.е. структурная  политика государства в развитых странах предполагает:

  • Выбор наиболее неперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся в интенсивной государственной поддержке;
  • Поддержка отраслей, являющихся основой национальной экономики;
  • Создание механизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрение научно-технических достижений.

Структурная политика государства в развитых странах  проводится в тесной взаимосвязи  с фискальной политикой и политикой  денежно-кредитного регулирования.

В России структурная перестройка осуществляется одновременно с созданием условий  для становления и развития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведением постановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образована Комиссия Правительства  РФ по структурной перестройке. В  числе ее основных задач определены:

  • Организация разработки целевых федеральных программ в целях реализации государственной селективной политики;
  • Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;
  • Разработка форм и методов осуществления государственной селективной структурной политики и ее практической реализации;
  • Прогнозирование потребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникам финансирования;
  • Определение критериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.

Что касается двух других важнейших условий эффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансового рынка и  привлечение капитала в реальное производство), то необходимо отметить, что на первом этапе приватизации происходили только становление  финансового рынка и формирование его инфраструктуры. Коммерческие банки, проходили этап первоначального  накопления капитала, и потому даже при самых благоприятных условиях капитал не мог быть направлен  на долгосрочной основе в реальные активы. Кроме того, гиперинфляция 1992-1993 гг. сделала невозможным долгосрочные вложения капитала в реальное производство, ибо в силу высоких рисков текущая  стоимость будущих денежных потоков, определяемая как дисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещения капиталовложений.

Среди декларированных  целей первого этапа приватизации особое место занимает социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших  от приватизации. Необходимо отметить, что нереальность такой цели стала  очевидной достаточно быстро. В информационно-аналитическом  обзоре состояния рынка акций  приватизированных предприятий  по состоянию на февраль 1995 г. отмечалось: «В результате чековой приватизации рабочие так и не стали хозяевами  собственных предприятий, хотя сегодня  число приватизированных предприятий  достигает 26 тысяч. В большинстве  своем власть сохранил директорский корпус, который либо по-старому  ориентируется на государственную поддержку своих производств и не желает нести ответственности за свою деятельность перед рынком в полной мере, либо, напротив, используя недостатки в регулировании первой фазы приватизации, сколачивает первоначальный личный капитал, прикрываясь интересами основной массы акционеров. Акции, которыми располагают рабочие большинства приватизированных предприятий, все еще рассматриваются ими не как право на владение уставным капиталом своего предприятия, что собственно и является сутью понятия «ценная бумага», а как финансовый документ, обладающий определенной денежной ценой, при этом нет понимания, что эта цена совершенно не отражает ее реальную стоимость».19

Содействие  процессу стабилизации финансового  положения в РФ как цель приватизации не ее первом этапе не могла быть выполнена, поскольку для 1992-1995 гг., создали условия для массового  банкротства коммерческих банков.

Создание  конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства  как одна из целей приватизации могла  быть достигнута при условии, что  приватизация началась бы с относительно мелкого и среднего бизнеса (как  питательной среды для становления  рыночной экономики) и более медленными темпами. Аналитики Всемирного банка  отмечали в начале 1992 г., что необходимо форсировать приватизацию малых  предприятий, где возможны наиболее быстрые результаты. Приватизация предприятий  оптовой и розничной торговли, а также обслуживающего их транспорта сыграет важную роль в создании конкуренции  на рынке, что является необходимым  элементом программы реформ.

Необходимо  отметить, что темпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. В наследство от административно-плановой системы  пореформенной России достались  крупные предприятия В 1987 г. в  стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем  в Польше и в десять раз –  чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.

Приватизация  промышленных предприятий через  акционирование не смогла преодолеть монопольного положения ведущих  предприятий и, следовательно, создать  конкурентную среду в столь сжатые сроки. Предполагалось, что крупные  предприятия будут превращены в  корпорации на уровне мельчайших существующих юридических единиц, а затем приватизированы. Предусматривались возможности  дробления крупных предприятий  на группы по признаку конкурентоспособности, в особенности по различным этапам технологического процесса, и ограничение  видов деятельности, которыми могут  заниматься концерны, объединения и  прочие организации антиконкурентной ориентации, многие из которых были созданы на базе бывших отраслевых министерств. Однако поставленные задачи решить не удалось из-за жесткого сопротивления  директорского корпуса и работников отраслевых министерств.

Привлечение иностранных инвестиций как цель первого этапа чековой приватизации была заведомо нереальной, поскольку  в тот период для России были характерны повышенные страновые риски, определяемые:

Информация о работе Тема приватизации и ее контроль