Тенденции развития денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России и правовое регулирование его деятельности;
2. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.
3. проведение анализа кредитно-денежной политики и перспективы ее развития.

Содержание

Введение 3
1 Необходимость, функции и сущность Центральных банков 5
1.1 СущностьЦентрального Банка 5
1.2 Функции, цели и задачи Центральных банков 8
2 Денежно-кредитная политика Центрального банка России 12
2.1 Основные методы реализации денежно-кредитной политики РФ Центральным банком 12
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка 18
3 Тенденции развития денежно-кредитной политики 24
3.1 Денежно-кредитрая политика ЦБ РФ в 2014 году 24
3.1 Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики. 26
Заключение 33
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Обязательные резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита возрастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку - влиять на размер денежного предложения. Депозитные операции используются как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок.

При этом Банк России регулирует с помощью указанных операций не только краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

Предположим, на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В таком случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно, возрастает их "привлекательность" для покупателей.

Представим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения: он начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу, тем самым увеличивая спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги "непривлекательными" для их владельцев. Банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приведет к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что несколько погасит эффект снижения денежной базы.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

Современная деятельность центрального банка в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов для определения потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Центрального банка Российской Федерации, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX в. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения - скупает ее в обмен на национальную валюту.

Наряду с валютной интервенцией центральный банк может предпринять ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение "валютного коридора" способствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны.

 

3 ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Денежно-кредитрая политика ЦБ РФ в 2014 году

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» были установлены цели по инфляции 5% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4% в 2016 году. Указанные целевые значения были определены с учетом среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России и рассматривались как достижимые при основных предпосылках его базового сценария. Однако, в 2014 году развитие российской экономики существенно отклонилось от базового прогноза: ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к более низким по сравнению с ожидавшимися темпам роста ВВП России, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности.

Денежно-кредитная политика в 2014 году проводилась Банком России с учетом анализа текущих экономических тенденций и прогнозов развития российской экономики и была направлена на обеспечение среднесрочной ценовой стабильности. Для сдерживания инфляции Банк России повышал в 2014 году ключевую ставку, что позволило в условиях усиления внешнеэкономической неопределенности поддержать доверие к национальной валюте и ограничить спекуляции против нее. Последовавшее повышение процентных ставок по банковским вкладам способствовало прекращению оттока средств из рублевых депозитов и ограничило масштаб ускорения роста цен. Несмотря на ожидаемое в 2014 году превышение инфляцией цели под действием внешних факторов, реализуемая денежно-кредитная политика формирует необходимые условия для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения и компаний к сбережению средств в форме банковских депозитов и достижения цели по инфляции на уровне 4% в среднесрочной перспективе при отсутствии дополнительных шоков.

С учетом нестандартных условий развития российской экономики в 2014 году Банк России наряду с мерами денежно-кредитной политики реализовывал ряд особых мер, направленных на увеличение потенциала рефинансирования кредитных организаций, стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке и стимулирование отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами.

В условиях роста потребности кредитных организаций в ликвидности при ограниченном объеме имеющегося у них рыночного обеспечения Банк России расширил перечень активов, включенных в Ломбардный список, а так же увеличил объем средств, предоставляемых по кредитам, обеспеченным нерыночными активами. Для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Банк России в 2014 году прибегал к временному увеличению величины накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, а также ввел инструменты предоставления ликвидности в иностранной валюте (сделки “валютный своп” по продаже долларов США за рубли и аукционы РЕПО в иностранной валюте), расширившие возможности банков по управлению собственной валютной ликвидностью. Кроме того, в целях стимулирования предоставления банками долгосрочных кредитов на финансирование инвестиционных проектов и повышения их доступности для экономики Банк России ввел особый механизм рефинансирования кредитных организаций под залог прав требований по таким кредитам.

 

3.1 Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики.

Рост мировой экономики, характеризующий состояние внешнего спроса, не продемонстрировал в 2014 году ожидавшегося ускорения. По текущим оценкам МВФ, прирост мирового ВВП составит 3,3% в 2014 году, как и годом ранее. При этом ситуация в мировой экономике неоднородна: если в США в течение 2014 года происходило уверенное восстановление деловой активности, то в странах - ключевых торговых партнерах России, к которым относятся европейские страны, страны СНГ и Китай, наблюдались менее благоприятные тенденции, чем предполагалось ранее, что сдерживало рост российской экономики.

Медленное и неравномерное восстановление мировой экономики повлияло и на глобальные финансовые рынки, включая рынок сырьевых товаров. Динамика цен на многие товары российского экспорта в 2014 году была нисходящей. Среднегодовая цена на нефть марки “Юралс” в 2014 году оценивается на уровне 101,6 доллара США за баррель, что близко к заложенному в базовом прогнозе значению 101 доллар США за баррель. Однако велика вероятность, что произошедшее в конце 2014 года значительное снижение цены на нефть окажется устойчивым. Это негативно влияет на настроения и инвестиционные планы субъектов российской экономики.

Повышение мировых фондовых индексов, наблюдавшееся на протяжении большей части 2014 года, в отсутствие фундаментальных факторов роста во многих странах сменилось к концу года их снижением. На динамику индикаторов финансовых рынков также оказали влияние геополитические события в разных регионах мира и сворачивание по мере восстановления экономики США стимулирующих мер Федеральной резервной системой (ФРС) США, создавшее предпосылки ужесточения условий привлечения внешнего финансирования для стран с формирующимися рынками. Частично этот эффект был сглажен смягчением денежно-кредитной политики Европейским центральным банком (ЕЦБ). Однако для России действие специфических факторов, связанных с событиями на Украине и введением санкций рядом стран в отношении российской экономики, значительно ухудшило условия привлечения внешнего финансирования, фактически закрыв внешние рынки капитала во второй половине 2014 года.

Указанные события вызвали масштабный отток капитала из России, который происходил как в форме роста долларизации депозитов и покупки наличной иностранной валюты населением и компаниями в условиях повышенной внешнеэкономической неопределенности, так и в форме погашения внешней задолженности российским частным сектором при ограниченной возможности ее рефинансирования вследствие введенных санкций. В результате по итогам 2014 года чистый отток частного капитала оценивается на уровне 128 млрд. долларов США, что значительно выше прогноза.

Информация о работе Тенденции развития денежно-кредитной политики