Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 17:25, курсовая работа
Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.
Введение……………………………………………………………………3
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………5
1.2. Масштабы теневой экономики………………..……………………..6
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7
2. Причины и последствия теневой экономики
2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……..9
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……12
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности………………………………………....17
3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над
Экономической преступностью в России………………………………….22
3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….24
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………
2. Причины и последствия теневой экономики.
2.1. Причины возникновения теневой экономики.
Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. В основном выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики:
1. Экономические факторы:
- высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
В 2009г. по официальным данным в России доля налоговых поступлений составляла 30,7% ВВП. Это почти столько же, сколько и в Бразилии, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции – 46,4%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятия прибыли: от 60 до 80- 90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности.
- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
Кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики.
- несовершенство процесса приватизации;
Так называемая ваучерная приватизация, в результате которой определенные группы людей скупали ваучеры населения «по дешевке», получали их за акции так называемых чековых инвестиционных фондов, а затем приватизировали добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности.
2. Социальные факторы:
- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы составил в 1992 г. – 16,8%, 2001 г. – 29,2%, в 2004 г. 32,5% от трудоспособного населения)3 . Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди потерявшие работу, не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д. (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики уровень миграции из стран СНГ в Россию составил в 1995 г. – 134,4 тыс. человек, 2004 г. – 221,9 тыс. человек)3.
- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
______________________________
3. – «Россия в цифрах»:
официальное издание
3. Правовые факторы:
- несовершенство законодательства; так не предусмотрены механизмы контроля в режиме реального времени предоставляемых документов для лиц,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической
преступностью.
Все три вышеперечисленных фактора необходимо рассматривать в их совокупности. При этом особое место занимает деятельность правоохранительных органов, ведь несовершенство законодательства, и высокий уровень коррумпированности органов власти и управления резко снижает эффективность по пресечению и предупреждению преступлений и правонарушений в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности в частности.
- незащищенность прав собственности. В «черной экономике» широко используются услуги так называемых «черных рейдеров», осуществляющих недружественные захваты предприятий различных форм собственности, в том числе и с привлечением силовых структур. Данный фактор порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что права собственности могут быть рано или поздно нарушены, в то время как существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту. Поэтому следствием этого является установка предпринимателя на использование имеющихся возможностей по максимуму: «Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать».
- политическая нестабильность.
Этот фактор так же, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".
В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом, причин существования теневой экономики будет больше или меньше, а степень влияния разных из них будет варьироваться.
Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая с вседозволенностью, деформация морально этических требований. Имеющиеся локальные разработки, правила распространяются на определенные группы промышленников и предпринимателей, но не на все общество в целом.
2.2. Эволюция теневой
Сравнение результатов исследований, проведенных социологами позволяет дать оценку изменениям, которые произошли в теневой экономике.
Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. По данным опросов, в 2005 г. наряду с работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке труда около 8% трудоспособного населения. К 2006 г. доля населения, совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью, составила 41% от количества опрошенных граждан. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется максимальная продуманность мер государственного воздействия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе.
Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше она была в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеет общую рыночную основу и, в известной мере, общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес государства состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо «атакующая» "бремя" налоговых и других выплат. В нынешних условиях, при которых выживание официальной экономики связано с большим трудом, и ее неспособностью обеспечить эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений.
Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п. В настоящее она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
По данным опросов руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них в 2006 г. регулярно или периодически занимались выпуском "левой" продукции, 57,6% -Постоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой экономики в разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В декабре 2006 г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса – 10,9%, покупали стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и т.д.
Проникновение теневой экономики в сферу внешнеэкономической деятельности составляет до 90%4. Приведенные факты говорят о величине «вклада» теневой экономики в удовлетворение массовых потребностей населения. Как пример можно рассматривать импорт товаров народного потребления по демпинговым ценам в ущерб собственным производителям. Этот вклад также заслуживает внимательного учета при разработке мер воздействия на нее. Учета как в плане насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с ценами, ибо теневой рынок более адекватен, нежели официальная экономика платежеспособности населения.
Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение.
Во - первых, в различных структурах государственной службы пустила глубокие корни, чуть ли не отлаженная система поборов;
_____________________________
4. – Материалы уголовных дел, расследованные СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы 2001-2006 г.г.
Во - вторых, при самом негативном отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных вопросов. Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику,
инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением. Как пример можно рассмотреть неоднократное повышение «заградительных пошлин» на ввоз автомашин, якобы для защиты отечественного производителя, что приводит к возникновению различных схем по минимизации уплаты таможенных пошлин и налогов, так называемый лоббизм интересов различных финансовых групп и т.д.
Если смотреть на проблему «в общем», то наличие теневых отношений в системе государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в обществе. Рекламные призывы к населению от имени налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По данным различных социологических опросов, только около 23,5% руководителей предприятий видят реальную опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3% населения.
Эволюцию теневой экономики в сфере внешнеэкономической деятельности можно рассмотреть на следующих примерах:
Если в начале рыночных реформ для сферы внешнеэкономической деятельности было характерным почти полное игнорирование соблюдения законов, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности (вместо дорогостоящих товаров в документах декларировались дешевые, ввоз товаров безо всякого декларирования вообще, ложный транзит), то в настоящее время данная деятельность завуалирована, ей придается видимость легальной. При этом создаются и используются различные многоступенчатые схемы по ввозу контрабандных товаров, их легализации, переводам денег через корреспондентские счета банков-нерезидентов и т.д.
Примером служит уголовное дело по ст. 188 ч.4 УК РФ в отношении директора и декларанта ООО «Главевротранс», возбужденное по материалам проверки ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы и расследованное СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы. Приговором Никулинского суда г. Москвы директор и декларант указанной организации приговорены к 7 годам лишения свободы5.
Еще одной разновидностью теневой экономики в сфере ВЭД является незаконное возмещение НДС из Федерального бюджета. Под видом экспорта дорогостоящих товаров в страны дальнего зарубежья, на имя подставных фирм получателей производится отправка товаров «нулевой» стоимости – так называемый «лжеэкспорт». При этом создается видимость получения денежных средств за поставленный товар (денежные средства «прогоняются» по счетам подставных фирм, часто имеющих счета в одном и том же банке, где имеется корреспондентский счет банка фирмы получателя товара). Ярким примером пресечения такого вида деятельности может служить уголовное дело по ст. 159 УК РФ, возбужденное по материалам проверки ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы в отношении генерального директора и главного бухгалтера ООО «ЭСТЭЛЭС», которое находилось в производстве СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы 2004-2005 г.г5. Данный вид преступления был бы невозможен без наличия коррупционных связей с сотрудниками таможенных органов, которые в силу своих должностных обязанностей должны выявлять данные преступления еще на стадии подачи документов в таможенные органы.