Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3


1. Определение и сущность теневой экономики

1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………5
1.2. Масштабы теневой экономики………………..……………………..6
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7

2. Причины и последствия теневой экономики

2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……..9
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……12
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности………………………………………....17

3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над
Экономической преступностью в России………………………………….22

3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….24

Заключение…………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

 

_________________________________________________________________

5. – Приговор Никулинского суда  г. Москвы в отношении директора  и декларанта ООО «Главевротранс», 2006 г.

 

2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности.

Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики.

Рассмотрим преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность

Негативные последствия теневой и криминальной экономической

деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Вот всего лишь несколько примеров имеющихся последствий применительно к рассматриваемой теме:

- деформация налоговой сферы. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

- деформация бюджетной сферы. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Сокращение государственных расходов обостряет структурный кризис, ставя в тяжелое экономическое положение предприятия обрабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал (так называемая «утечка мозгов»). Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%. Невыполнение бюджетом своих обязательств, а в результате этого недофинансирование государственных расходов, является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Значительные масштабы имеет неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. Здесь в качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Министерства Экономического Развития (уголовное дело по фактам незаконных поставок в Россию мясной продукции, ввезенной на территорию России сверх установленных правительством квот по лицензиям, выданным Министерством экономического развития. В результате неуплаты таможенных пошлин в полном объеме бюджету страны нанесен крупный материальный ущерб. По оценкам экспертов, он составляет около 1 млрд. рублей.)

- влияние на эффективность макроэкономической политики;

Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов. Одним из необходимых действий, по мнению автора, является усиление деятельности Счетной Палаты, основного контролирующего органа в Российской Федерации, по мониторингу объемов легальной и теневой экономики и их соотношению.

- воздействие на кредитно-денежную сферу;

Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

- деформация структуры экономики;

Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния. Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса. Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству. В-третьих, криминальная экономическая деятельность все в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров. В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли. В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.

- Деформация структуры  потребления

Является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.

Выводы:

Можно отметить, что большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Данная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы борьбы  с теневой экономикой.

3.1. Социально-правовой и Уголовно правовой контроль над экономической преступностью в России.

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как было отмечено ранее, в настоящее время теневая деятельность в сфере ВЭД приняла видимость полностью легальных сделок с предоставлением в государственные таможенные органы пакета поддельных (измененных) документов, подтверждающих якобы полную легитимность производимых действий: инвойсы поставщика с недостоверно указанными ценами на товары и их номенклатурой. В качестве поставщика выступают оффшорные фирмы, не ведущие никакой реальной торговой деятельности и используемые исключительно для создания ее видимости. Паспорта сделок, в качестве контрагентов в которых указаны вышеперечисленные оффшорные компании и российские фирмы «прокладки», осуществляющие таможенные платежи при оформлении товаров. Контракты между указанными компаниями на поставку товаров. То есть при первичном рассмотрении данных документов сложно выявить факты осуществления незаконной деятельности.

Так по делу о незаконном возмещении НДС в отношении руководителей ООО «ЭСТЭЛЭС» сотрудниками ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы был проведен огромный объем работы связанный с выездами в


Астраханскую таможню. Проведены выемки документов в банках, налоговых инспекциях, в порту отправления судна, на котором якобы был отправлен товар, с целью изъятия и получения документов, подтверждающих факт лжеэкспорта. А в данной схеме использовалось всего лишь четыре российские фирмы, одна оффшорная компания, один банк неризидент и один российский коммерческий банк. Все указанные организации имели открытые счета в одном и том же российском банке. Была проведена судебно бухгалтерская экспертиза, по фактам проводки денежных средств по счетам указанных фирм с целью доказать отсутствие фактической оплаты якобы отправленного товара.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

И как видно из всего вышеизложенного, социально-правовой контроль конечно необходим, но только в обязательной связке с Уголовно-правовым. И в настоящее время, по мнению автора курсовой работы, именно Уголовно-правовой аспект контроля обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с экономической преступностью вообще и с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности в частности. Но при этом все таки необходимо отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является именно гармоничное и сбалансированное сочетание действенного социально-правового, уголовно правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

 

3.2. Практикуемые подходы  к «высветлению» теневой экономики.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные последствия воплощения данного подхода налицо:

- масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй подход - репрессивный. Данный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного - либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать разработку законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта,  казалось  бы,  естественна:  поскольку  государству  не

удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп  населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадают прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная  масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к  власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными - наказание за сокрытие доходов. Как пример «Дело Ходорковского»). Став фактором поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

Информация о работе Теневая экономика