Криминальные
структуры действуют преимущественно
в сфере перераспределения доходов, которые
получают внеэкономическими методами,
главным образом насилием - от шантажа
до наемного убийства.
Представители
среднего слоя, как правило, изначально
являются законными собственниками производимых
доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств
“уводят” доходы от налогообложения.
Зачастую для них иначе нельзя: применение
действующих штрафов и пени ставит под
угрозу существование собственного дела.
На роль судей-арбитров по выполнению
сделок они привлекают представителей
криминальных структур. Ведь сделки не
зарегистрированы, а значит, обращаться
официально в арбитражный суд в случае
невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный
слой “пирамиды” объективно заинтересован
в существующих условиях, при которых
набирает силу теневая экономика. Ибо
ее представители контролируют до 90% предприятий
и организаций. И это основное поле для
получения нелегальных доходов. В целях
консервирования такой ситуации в ход
пускается подкуп выборных и назначенных
должностных лиц. Не потому ли так долго
рассматриваются в законодательных органах
соответствующие законы?
Теневиков-хозяйственников
сегодняшняя ситуация не должна устраивать:
они оказываются между молотом и наковальней.
С одной стороны - криминальные структуры,
с другой - правоохранительные органы.
Да еще и ответственность друг перед другом
по выполнению условий сделки.
Объективно
оказываются сейчас в худших условиях
наемные работники-профессионалы. В развитых
странах зарплата по основному месту деятельности
составляет 70-80% доходов работника, а в
России - лишь около трети. Не может устраивать
наемных работников и усиление влияния
криминальных элементов. Плата за “крышу”
автоматически удорожает товары и услуги
на 30%. А это серьезный удар по бюджету
потребителя.
1.2. Условия формирования
теневой экономики
Условия для теневой
экономики формируются общим
состоянием экономики. Инфляция,
нарушение хозяйственных связей,
кризис платежеспособности, возможность
получать доходы от спекулятивных операций
на финансовых рынках привели к
созданию условий для развития теневой,
в том числе криминальной экономики.
Большое внимание проблемам
теневой экономики уделяется и
в зарубежных странах. При этом применяется
множество различных методов
количественной оценки масштабов теневой
экономики (выборочные обследования,
результаты проверок налоговых и других
органов на основе расхождений
в официальной статистике между
данными по производству и
по потреблению, на основе разницы
между официальным уровнем
занятости и уровнем
занятости, рассчитанным другими способами,
монетарные методы, реконструирующие
размеры теневой экономики по следам,
которая та оставляет в денежной и
ряде других сфер).
По некоторым
данным (МВД России) примерно 50% лиц, совершивших
преступления различной тяжести, не имели
постоянного дохода, однако, следует заметить,
что в Краснодарском крае, Туве, Северной
Осетии, Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии,
в том числе и Москве эта цифра уже превышает
70%. Приход в разные города нашей страны
беженцев с Кавказа, внедрение их в сферу
торговли способствовало появлению новых
форм противоправного негативного поведения.
В
обществе сложилась установка
на теневое гражданское общество:
около 40% граждан готовы просить
защиты у криминальных представителей,
более интересно то, что столько
же людей готовы избрать мэром,
губернатором или депутатом человека
с криминальным статусом «если
при нем станет лучше».
Во всех сферах
деятельности образовался «вакуум управления»,
и эта зияющая пустота переполнена мафиозно-теневыми
отношениями и связями, обычаями и нравами,
стремлением жить за счет вымогательства
и обмана. Судебные – законные методы
разрешения каких-либо серьезных споров
заменены «разборками», прибегая к физическому
устранению конкурентов. Всё это напрямую
относится к теневой экономике.
Существующий механизм
сложился давно, еще во времена «перестройки»,
которая не только характеризовалась
приватизацией и либерализацией цен, но
и криминализацией денежно-кредитной
политики, жестким налоговым прессингом
на производственные структуры. Возможно,
это и послужило причиной огромной глубины
экономического кризиса, это и ввело страну
в экономическую катастрофу и не создало
предпосылок для модернизации и оздоровления
экономики. Так же ощущается и наблюдается
слияние уголовной и экономической преступности
в самых опасных формах, увеличивается
количество убийств, разорений банковских
структур. У предпринимателей и чиновников
возникают «деловые тандемы». Предприниматель
может нанять сотрудников правоохранительных
органов и государственной службы, ведя
себя так, будто государства не существует.
Уплата налогов выглядит как двойное налогообложение
т.к. практически все покупают государственные
услуги и в определенном объеме, который
нужен одному или другому предпринимателю.
Это приводит к тому, что в обществе формируется
социально-психологическая атмосфера,
когда нормой считается уклонение от уплаты
налогов.
Лицензирование
разных видов хозяйственной деятельности
является еще одним источником теневых
отношений, это дает отдельным чиновникам
и органам власти огромную возможность
извлечения теневых доходов.
Так же нужно указать
на сохранение прежних, характерных для
советской системы форм монополизма, ныне
порождающих теневую активность. Одним
из важнейших источников монополизма
является деятельность бывших министерств,
ведомств и их подразделений. Хотя формально
РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и т.д.
не являются государственными структурами,
они сохраняют прежние позиции, связи
и влияние в госаппарате. В настоящее время
эти компании регулируют большие секторы
экономики России. Таких компаний особенно
большое количество в самых прибыльных
сферах – добыча и продажа топливно-энергетических
ресурсов. Определенные из них имеют такую
финансовую мощь, которая сопоставима
по размерам с бюджетом маленького европейского
государства. Так же эти компании практически
автономны, в них входит набор организаций,
которых позволяют реализовать все функции,
которые на данный момент выполняют общество
и государство. В силу этих особенностей
компании практически закрыты для государственного
и общественного контроля, что тем самым
способствует развитию теневой деятельности.
Самыми распространенными видами относятся:
незаконное укрывание части валютной
выручки за границей и манипуляции с акциями
и векселями, которые выпускают эти же
компании, уклонение от уплаты налогов.
Другим источником монополизма
является сохранение государственного
контроля за золотодобычей, как и за добычей
большинства видов полезных ископаемых,
и ограничение доступа туда частного капитала
служат, в частности, источником существования
“черного рынка” торговли золотом, оборот
которого составляет многие десятки, а
возможно, и сотни килограммов в год.
Правящие группировки
не обращают внимания на теневую активность
«квазичастных» монополий, в периоды «относительной
политической стабильности», тем самым
пытаясь снизить налоговое бремя и разрешить
осуществление сомнительных операций
на финансовом рынке. Обратное явление
происходит в период обострения политической
ситуации, например во время парламентских
или президентских выборов, всплеска забастовочной
активности, угрожающего роста платежей,
правящие группировки способствуют сохранению
социально-политической стабильности
сложившегося режима, используя средства
квазичастных монополий.
Похожее соединение крупнейших
монополий и нынешних правящих группировок
образует повышение уровня теневой активности,
так как без нее невозможно создать скрытого
от общества «фонда стабильности», который
будет использоваться в чрезвычайных
политических ситуациях. Именно новая распространенная
и весьма активная в России форма монополизма
“снизу” - это система “крыш”, то есть
неформальных группировок, которые поделят
между собой тот или иной рынок, не боясь
таких грязных методов, как террор и насилие.
В результате применения
различных методов были получены
и публиковались следующие оценки
масштабов теневой экономики
(в % к ВВП) по странам,
различающиеся в ряде случаев между собой
в несколько раз: по Австрии - от 4 до
9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от
6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании
- от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.
Глава 2. Развитие теневого сектора
в экономике России
2.1 Причины возникновения
и развития теневой экономики
Одним
из важных для описания и понимания теневой
экономической структуры является ее
вопрос о социально-экономической природе.
Так же реальное и правильное выделение
факторов, определяющих развитие теневой
деятельности в любом из направлений,
может предопределить успех борьбы с негативными
последствиями. Следует заметить, что
основой для возникновения и последующего
развития теневого сектора является наличие
в социально-экономической жизни любого
общества, которое вынуждено решать проблемы
несоответствия регламентированными
и стихийно складывающимися не регламентированными
хозяйственными структурами и отношениями.
Регламентация хозяйственной жизни действительно
необходима: она обеспечивает общепринятые
правила и нормы, следовательно, устойчивость
поведения субъектов. Хотя, если рассмотреть
регламентацию в другом случае, то она,
как принято, выражает прошлый период
функционирования, опаздывает сравнительно
новым обстоятельствам. Следовательно,
условия для появления теневого сектора
всегда присутствуют в любой развивающейся
социально-экономической системе, сопровождая
прогресс.
Рассмотрим другой
подход, при нем суть теневой экономики
разъясняется через концепцию рационального
поведения субъектов. При этом неформальные
действия возникают там, где срединное
ожидание выгод от этого поведения отличается
от среднего ожидания его обнаружения
и наказания. Следовательно, субъект, который
ведет себя рационально, практически всегда
готов нарушать правила, если для него
это будет выгодно.
Таким образом, в
соответствии с вышесказанным, можно выделить
системные закономерности формирования
и развития теневой экономики:
1) Вероятность
появления теневых отношений больше тогда,
когда регламентация социально-экономической
жизни сильнее, чем большему количеству
традиций и правил, она подчиняется.
2) Чем быстрее
происходит изменение внешних обстоятельств,
тем больше старые правила не контактируют
с новыми требованиями развития. Следствием
этого являются немалые объемы и темпы
появления разнообразных теневых отношений.
3) Противостояние
важным изменениям в регулировании хозяйственной
жизни благоприятно для развития теневой
экономики.
Можно
выделить ряд факторов, которые способствуют
развитию теневой экономики. Эти факторы
объединяются в три группы:
1) экономические факторы:
-
высокие налоги (подоходный налог, налог
на прибыль и т.д.) Как принято, налоговое
изъятие выше 50% прибыли отбирает у предприятия
стимул к активному производству. За границей,
а именно на Западе, оптимальная доля изъятия
прибыли составляет 33-35%. Как известно,
по разным оценкам отечественные организации
выплачивают в виде налога от 60 до 90% прибыли.
При этом возможными моделями поведения
являются: сворачивание производства,
получение налоговых льгот, уклонение
от уплаты налогов т.е. тем самым податься
в теневую экономику;
- экономическая нестабильность,
кризисное состояние экономики. В таком
состоянии официальной экономики работа
в теневом секторе может иметь свои преимущества:
негласные правила, даже не оформленные
никакими законами, оказываются более
понятными, устойчивыми, стабильными,
нет громоздких бюрократических, более
четко определена соподчиненность и ответственность
субъектов теневой экономики.
- переструктуризация
сфер хозяйственной деятельности (промышленности
и сельскохозяйственного производства,
услуг, торговли);
- несовершенство
процесса приватизации и др.;
2) социальные факторы:
- довольно высокий
уровень безработицы и направленность
населения на получение доходов всевозможными
способами. Благодаря этому возникает
неблагоприятный социальный фон. Население,
потерявшее работу или не получающее месяцами
заработную плату, вынуждены согласиться
на все условия нелегальной теневой занятости.
Деловых отношений практически не возникает
т.к. они основываются лишь на устном договоре,
больничных и отпусков не существует,
либо они не оплачиваются, отсутствуют
социальные гарантии.
- неравномерное
распределение ВВП, дифференциация доходов
приводит к возникновению только богатых
и только бедных слоев общества, обострению
социальных отношений между ними: споры,
стачки, движения, которые могут достичь
опасного пика в жизни общества.
- низкий уровень жизнедеятельности
населения, что способствует развитию
скрытых видов экономической деятельности;
В результате
воздействия этих факторов социальная
жизнь общества протекает на уровне уже
деформированных моральных требований.
3)Правовые факторы:
- несовершенство законодательства не
только пытается создать условия для процветания
теневого сектора, но и не позволяет административным
органам взять под контроль эту ситуацию.
Особая незащищенность
прав собственности порождает у предпринимателя
психологию временщика. Такое хозяйственное
поведение выходит из того, что если права
собственности рано или поздно нарушаются
и законодательство и правоприменительная
практика не смогут гарантировать их полную
защиту, нужно пользоваться имеющимися
возможностями в максимальном количестве,
не обращая внимания на перспективы дальнейшего
развития.
- несовершенство
механизма по борьбе с экономической преступностью.
- недостаточная
деятельность правоохранительных органов
по уничтожению криминальной и незаконной
деятельности;
Как отмечает
В. Радаев, существуют некоторые "классические"
причины роста теневой экономики: осложнение
ситуации на рынке труда в условиях структурного
и экономического кризиса, что порождает
всплеск малого предпринимательства и
самостоятельной занятости, становящихся
питательной средой для теневых отношений.
Массовая иммиграция
из стран Третьего мира, дополняемая вынужденной
внутренней миграцией из депрессивных
регионов и "горячих точек".
Характер государственного
вмешательства в экономику. Доля экономики,
уходящая "в тень", находится в прямой
зависимости от трех параметров - степени
регулятивного вмешательства, уровня
налогообложения и масштабов коррупции.
Открытие внешних рынков
с последующим обострением конкурентной
борьбы, побуждающее снижать издержки
любыми -легальными и нелегальными способами.
Все перечисленные
причины, хотя и в разной степени, имеют
отношение к российской ситуации 90-х годов,
однако теневая экономика в России имеет
свою специфику, связанную в первую очередь
с особенностями государственного регулирования
и реформационных процессов, развернутых
с 1992г.
Теневая экономика в
Израиле составляет 21,9% от общего объема
производства. Согласно данным Всемирного
банка реконструкции и развития в 110 странах
в 2000г. 21,9% производства в Израиле определено
как "незаконная экономическая деятельность"
или "теневая экономика". Всемирный
банк принял решение использовать термин
«неофициальная экономика». В денежном
выражении эта часть составляет примерно
23,2 миллиарда долларов. Исходя из расчетов
израильских экономистов, "теневая
экономика" в 2000г. не должна была превысить
15% от общего объема производства. Так
же известно, что всемирный банк расположил
Израиль в группе из 30 стран, в которых
уровень "теневой экономики" равен
в среднем 18% (группа OECD). В этой группе
разброс объемов "теневой экономики"
составляет от 8,8% в США и Швейцарии до
28,6% процентов в Японии.5
Делая небольшой вывод,
нужно заметить, что теневая экономика
это неотъемлемая часть национальной
экономики, которая обладает отличительными
характеристиками в зависимости от того,
как развита та или иная страна, имеет
свои личные причины возникновения, главными
из которых выделяют: жесткость законов
и невозможность государство обеспечивать
их полное выполнение.
2.2 Методы статистической
оценки теневой экономики
Наиболее сложной проблемой исследования
теневой экономики является разработка
методологического аппарата по
оценке ее основных количественных
параметров, это обуславливается
самим характером данного явления,
которое предполагает сокрытие
от контроля, учета и регистрации.
Существует много
методов измерения теневой экономики.
Но основной единой методики количественной
оценки размеров теневых экономических
структур не существует.
В последние
несколько лет ученые предпринимали попытки
систематизировать методы измерения теневого
сектора экономики. Как ни странно точной
системы признаков, которые позволили
бы дать классификацию методам оценки
теневой экономики, так и не существует.
Но несмотря на это, достаточно большое
количество исследователей делят методы
измерения на прямые и косвенные.
Рассмотрим сначала
прямые методы. Прямыми методами являются
методы, которые основываются на информации,
полученной в ходе специальных опросов
или наблюдений за участниками теневой
экономики.
Следующие методы, это
косвенные – это методы, которые основываются
при помощи анализа имеющихся каких-либо
экономических показателей финансовых
органов, налоговых служб и официальной
статистики.
Следует отметить, что данная
классификация методов измерения теневой
экономики основывается на типе источника
получения нужной, необходимой нам информации.
Так же многие ученые
понимают под прямыми методами – микрометоды,
а под косвенными – макрометоды. Микрометоды
исследуют конкретно одну экономическую
единицу, а макрометоды исследуют всю
экономику в целом. Следовательно, косвенные
методы так же включают в себя:
1) балансовые методы;
2) монетарные методы;
3) методы
по показателям занятости.
Рассмотрим конкретно Российское
положение: Российской статистикой
из зарубежных методов был апробирован
так называемый “итальянский” метод.
Госкомстат России уже в течение нескольких
лет ведет сотрудничество с Итальянским
институтом статистики по проблемам теневой
экономики. Результатом совместных работ
российских и итальянских специалистов
стало согласование, и был подготовлен
проект ТАСИС «Определение параметров
теневой экономики».6 Проект был задержан
т.к. исследование планировалась на 1996г.,
но позже, ввиду длительных согласований
и задержек финансов, проект был реализован
только спустя три года. Подсчет объемов
продукции и услуг начали проводить по
Московской, Брянской областям и Республике
Татарстан.
В ходе применения этого исследования,
специалисты пришли к следующим выводам:
1. У «Итальянского метода» существуют
как преимущества, так и недостатки. Произведенными
расчетами очередной раз подтвердилось
существование проблем, которые связаны
с определением производительности труда
на одного занятого, т.е. работающего человека
или же на единицу отработанного времени,
поскольку появляется несоответствие
объемов продукции, численности занятых
работников, и в том числе времени, которое
было затрачено на ее производство. Предприниматели
для уклонения от налогов стараются занизить
выпуск производимой продукции, но и еще
количество занятых. Эта ситуация характерна
для малых и для крупных предприятий, в
том числе банков.
2. Для того, чтобы
получить удовлетворительные результаты
по подсчетам объема выпуска услуг и продукции
нужно адекватно рассчитывать производительность
труда, т.е. выпуск продукции за единица
рабочего времени, для этого так же необходимо
ввести изменения в статистическую отчетность.
Работы по оценке объемов производства
с учетом ненаблюдаемой экономики смогли
выявить необходимость разработки методов
сопоставления показателей, которые получаются
из различных источников (обследования
предприятий и населения). Различия данных
источников информации обуславливаются
разными единицами наблюдения, так, при
обследовании предприятий единицей наблюдения
служит рабочее место, при обследовании
населения – конкретное лицо. Так же существуют
концептуальные различия и временные
отклонения при формировании категории
работающего населения на примере каждого
из источников.
3. Важнейшим фактором,
который будет влиять на дальнейшие результаты
сопоставления, служит маятниковая миграция
работников.
4. Данные в региональном
разрезе о распределении работающих по
месту работы и статусу занятости в разрезе
отраслей экономики не всегда представительны.
5. Предоставление итогов
по показателям с нужной степенью детализации
возможно лишь с немалым увеличением выборки
и учетом неточной идентификации вида
деятельности предприятия опрашиваемым.
Исследования показали,
что применение данного метода в полном
объеме, конкретно в России затруднено,
из-за того, что существует отсутствие
согласования по его применению с Госкомстатом
Российской Федерации, и, следовательно,
невозможность преодоления барьера информационной
борьбы и нулевого финансирования данного
проекта со стороны России.
Глава 3. Масштабы теневого
сектора и преодоление теневой экономики
3.1 Социально-экономические
последствия теневой экономической
деятельности в различных сферах
Налоговая и
бюджетная сферы. Уклонение от уплаты налогов
и сокрытие экономической деятельности
от государства могу привести к довольно
большому и значительному сокращению
доходов бюджета, что служит причиной
недофинансирования социальных программ
и государственных институтов регулирования
экономики. В данный момент в развивающихся
странах с переходной экономикой сокращение
части средств, которые предназначаются
для реализации социальных программ и
инвестиций в целях лучшего развития и
обогащения общества, ставит под угрозу
социальную стабильности и в том числе
прогресс.
В данный момент
в России довольно резкое сокращение государственных
расходов обостряет структурный кризис,
тем самым поставив предприятия военно-промышленного
сектора, отраслей обрабатывающей промышленности,
где сосредотачиваются наиболее квалифицированный
трудовой потенциал и высокие технологии,
в непростое положение.
Практически одна
из самых важных причин кризиса неплатежей,
охвативших эконому России, является недофинансирование
государственных расходов. Одной из причин
обострения проблемы неплатежей является
невыполнение бюджетом обещанных обязательств.
Это намного ухудшает финансовое положение
предприятий реального сектора, тем самым
лишая их оборотного капитала и вынуждая
их использовать экстремальные меры, а
иногда даже и противоправные стратегии
выживания. К тому же, стоит заметить, что
уклонение от уплаты налоговых платежей
одних плательщиков, приводит тем самым
к возрастанию налогообложения доходов
других, той части населения, которая является
законопослушными плательщиками. Увеличение
нагрузки налогов стимулирует дальнейшее
сокрытие доходов от налогообложения
и усиливает неоправданную дифференциацию
собственности и доходов.
Огромные масштабы
имеют перераспределение экономических
возможностей из-за незаконного предоставления
льгот, квот, лицензий и других привилегий,
неэффективное распределение бюджетных
ресурсов в результате коррупции и незаконной
лоббистской деятельности.
Денежно-кредитная
сфера. Влияние на эту сфера оказывает
деформация структуры платежного оборота
и кредитных отношений, преумножение
инвестиционных рисков, стимулирование
инфляции, деформация нанесения некого
ущерба инвесторам, вкладчикам, акционерам,
кредитным институтам и всему обществу
в целом.
Операции манипулирования
валютой, осуществляемые организационными
преступными группировками для отмывания
денег и получения дополнительных незаконных
доходов, могу оказывать негативное влияние
на курсы обмена и банковские системы
в разных странах. Следует заметить, что
наличие крупного, полученного незаконным
путем дохода, в виде каких-либо средств,
в отдельной стране создает некую зависимость,
которую криминальные элементы готовы
охотно использовать. Часто наблюдается
такое, что результатом выше описанного
положения становится инфляция. Внезапный
и неожиданный перевод средств нарушает
деятельность национальных финансовых
институтов.
В целом криминальная экономическая
деятельность оказывает исключительно
негативное воздействие на валютный рынок
из-за массовой конвертации преступных
средств в иностранную валюту и дополнительно
вывоза ее за границу. Криминальные структуры
при посредничестве коммерческих банков
выкупали валюту по высокому курсу на
похищенные деньги.
Так же серьезную угрозу
существованию коммерческих и финансовых
учреждений, как на национальном, так и
на международном уровнях представляют
преступные организации. Внесение в некоторые
учреждения, которые занимаются законной
деятельностью, угрозы их владельцам,
извращение целей функционирования до
определенной степени, что они уже не смогут
служить ни интересам акционеров, ни интересам
обществ, и ослабление контроля такими
учреждениями могут привести к злоупотреблению
общественными средствами.