Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование теневой экономики, причин ее появления и особенностей проявления в мире и РФ. Для раскрытия цели работы необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть сущность теневой экономики
проанализировать масштабы теневой экономики
изучить методы и механизмы воздействия на теневую экономику
Важность практических исследований масштабов распространенности
теневой экономики обусловила больщ0е количество подобных исследований, проведенных в различных государствах на различных этапах их развития. Объектами исследования были экономики отдельных государств, отрасли, отдельные предприятия, территории регионального уровня и другие объекты. Большое число проводимых оценок также обусловлено высоким уровнем латентности (скрытости) рассматриваемого явления, что не дает возможности сформировать достаточно надежный метод проведения исследований, требуя применения нескольких, независимых друг от друга подходов. С другой стороны, даже использование нескольких методов не дает гарантии получения достоверного результата.
Кратко повторим наиболее интересные, на наш взгляд, результаты оценок масштабов теневой экономики, полученные учеными и практиками разных стран. Особый интерес представляют результаты, полученные за последние 15—20 лет.
Теневая экономика России1.
Теневая экономика РФ оценивается в 46% ВВП ежегодно. В течение 1994-2011гг. из России незаконно "утекло" 211,5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми, подсчитали аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI).
Между тем незаконный приток средств в Россию составил 552,9 млрд долл. за отчетные 18 лет, что не может не вызывать вопросов к экономической и политической стабильности в РФ, отмечают эксперты.
Глава GFI Рэймонд Бэйкер отметил: "Были потеряны сотни миллиардов долларов, которые можно было инвестировать в российскую систему здравоохранения, образования и инфраструктуру. В то же время более половины триллиона долларов было инвестировано в российскую теневую экономику, разжигая преступность и коррупцию".
По данным Всемирного банка, российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран "Большой семерки". Кроме того, объемы теневой экономики и незаконные денежные потоки динамично растут на протяжении 18 лет, чему способствуют низкая эффективность политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Все это подрывает экономическую и политическую стабильность в стране, резюмируют эксперты GFI.
Отметим, что в ежегодно обновляемом рейтинге "Ведение бизнеса - 2013" Всемирного банка Россия поднялась со 120-го места до 112-го. Всего в рейтинге проведена оценка 185 государств. Соседями России по рейтингу являются соответственно со 107-й по 111-ю позицию Пакистан, Непал, Египет, Коста-Рика и Палау, а со 113-й по 117-ю строчку - Сальвадор, Гайана, Ливан, Доминиканская Республика и Кирибати.
"За последний
год Россия предприняла важные
шаги по приближению качества
деловой среды к экономикам
с высоким уровнем доходов. Этот
прогресс - результат постоянных
усилий правительства по
Между тем в ежегодно составляемом экспертами фонда "Наследие" (Heritage Foundation) и Wall Street Journal рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) наша страна поднялась сразу на пять позиций - с 144-го на 139-е место. Позади остались такие экономические "гиганты", как Вьетнам, Микронезия, Сирия, Гаити и Алжир.
По мнению экспертов, за последний год в России улучшилась ситуация в налоговой сфере и администрировании правительственных расходов, уменьшилась коррупционная нагрузка на бизнес, в то же время частному бизнесу стало заметно труднее конкурировать с укрепившими свое положение госкомпаниями.
Теневая экономика мира2.
Специалисты компании Visa Europe оценивают теневой бизнес в Греции в 43,2 млрд евро, или в 24% от ВВП. Исследование опубликовано на сайте компании. Размер теневой экономики в Греции остается высоким по сравнению со средним по ЕС уровнем и в процентном отношении незначительно изменился за последние годы. По мнению авторов исследования, снизить размер «серой экономики» может рост электронной торговли.
Как показали исследования Visa Europe, в 2010-2012 гг. с ростом покупок через интернет на 8% неформальный сектор экономики снизился на 1,4% ВВП. В странах, где развита электронная торговля, ее уровень ниже, чем в других. Так, в Швейцарии, Австрии, Голландии и Великобритании на теневой сектор приходится 8-10% ВВП, а в Болгарии, Хорватии, Литве и Эстонии — до 30%. В 2013 г. размер теневой экономики в Европе оценивается в 2,1 трлн евро, что эквивалентно 18,5% всего объема экономической деятельности. Хотя этот показатель является самым низким за последние десять лет, исследование показывает, что теневая экономика по-прежнему основана на уходе от налогов при найме рабочей силы и продажах товаров.
Данные о теневой экономике представлены в Рисунке 1.
Рисунок 1. Законная экономическая деятельность и теневая экономика, % от ВВП3.
Модели неустойчивого роста, коррупция и слабое корпоративное управление — все это сразу приходит на ум, когда мы говорим о теневой экономике, а следовательно, о развивающихся рынках. Именно этими факторами объясняется то обстоятельство, что на биржах развивающихся стран ценные бумаги торгуются со значительным дисконтом к аналогичным компания в развитых экономиках. Но можно посмотреть на проблему иначе.
Теневая составляющая на всех отраслях
экономики отражается по-разному. Независимо
от того, на чем зарабатывают люди, всем
им нужны товары и услуги. Получая зарплату
в конверте, можно нагреть государство
на некоторую долю взимаемых им налогов,
но в конечном итоге эти дополнительные
деньги поступят в реальную экономику.
Несмотря на широко распространенное
мнение, что крупная теневая экономика
отрицательно сказывается на оценке акций,
компании, ориентирующиеся на внутренний
рынок, на самом деле извлекают выгоду
из наличия в системе дополнительных финансовых
средств. Поэтому неудивительно, что многие
предприятия розничной торговли, работающие
на развивающихся рынках, переживают бум,
что ведет к резкому росту цен на их акции.
Можно говорить о двух этапах влияния теневой экономики на российское общество. На первом этапе (1991-1994 гг.) имело место положительное воздействие на экономику. На втором (с 1995г.) - преобладают отрицательные факторы воздействия.
На первом этапе теневая экономика сыграла роль социального стабилизатора, когда традиционные рабочие места в официальной экономике (прежде всего на больших промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и т.п.) перестали обеспечивать средства к существованию для многих миллионов людей. Они нашли новую основную или дополнительную занятость в теневом секторе экономики. Люди нашли новые ниши, которые давали им заработок и социальный статус, новый круг общения и новый образ жизни, соответствующий тем новым возможностям, которые давала либерализация экономики и социальной жизни. В результате в целом социальная напряженность в обществе возросла, но не достигла опасной черты, за которой начинается социальный хаос.
На втором этапе на первый план вышли негативные системные эффекты теневой экономики, резкое расширение которой, фактически привело к деградации государства. Это нашло свое выражение в "налоговом кризисе", когда налоговые выплаты в казну сокращались, несмотря на то, что в экономике в целом, спад прекратился и начался определенный рост производства.
Касаясь экономической роли государства, часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому следует остановиться на термине “государственное воздействие” на теневую экономику как наиболее емком.
Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводят к выводу о том, что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего, необходимо сформулировать главную цель – до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.
Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности. (Например, страны с развитой рыночной экономикой: по оценкам Контрольной группы по борьбе с легализацией незаконно приобретенных денежных средств (Великобритания), доля теневой экономики в США – 9% ВВП, в самой Великобритании этот показатель оценивается на уровне 10% ВВП).
Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной нелегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной защиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний). В этом контексте смещение акцента с карательных мер на совершенствование правовой базы выглядит одним из приоритетных направлений воздействия на теневую экономику. Причем речь идет не просто о правовых и институциональных реформах, а о комплексном подходе, связанном с формированием здоровой конкурентной среды и обеспечением необходимых условий развития российского предпринимательства. Необходимо предпринять усилия в направлении дебюрократизации государственной системы, создающей административные препоны для развития бизнеса, поддержки отечественного предпринимательства в международной конкуренции, легализации капиталов, полученных в результате некоторых видов теневого бизнеса.
С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно выделить, прежде всего, следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.
Практика показывает, что проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.
Необходимо отказаться от юридического фетишизма и абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к обычной (“здоровой”) экономике.
Вряд ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя, как в России, так и за рубежом вписывается только в образ “нового русского” – беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад.
Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.
Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества – профсоюзами трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. Объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где, в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса. Необходимо выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы) . Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (наподобие клятвы Гиппократа).