Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование теневой экономики, причин ее появления и особенностей проявления в мире и РФ. Для раскрытия цели работы необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть сущность теневой экономики
проанализировать масштабы теневой экономики
изучить методы и механизмы воздействия на теневую экономику
Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен – от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.
Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем “теневой” экономики.
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания «теневой» части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: “теневая“ экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Став фактором поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению теневой деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая» экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий».
Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо теневики-хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.
Наиболее активными критиками идеи легализации теневого капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся теневая сфера в большей или меньшей степени криминализирована. Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».
Как ни прискорбно, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого миру, в том числе России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только правоохранительных органов, законодателей, но и самих граждан.
В настоящее время Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.
Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность.
В заключение работы можно сделать следующий вывод.
Важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно-денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 50% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
К решению проблемы ликвидации теневой экономики следует подходить комплексно, с учетом сложности и многогранности этого явления, да и нашей сегодняшней обстановки. Необходимы меры экономического характера и правового регулирования процессов в направлении создания условий, делающих невыгодным теневой бизнес, существенно затрудняющих его, препятствующих становлению на этот путь субъектов экономических отношений. Кроме того, нужны более решительные и энергичные меры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, составляющими криминальную часть экономики и стимулирующими ее.
Примерная программа действий государства должна состоять в следующем:
И в заключении хотелось бы сказать, что такие явления современности, как развитие теневого сектора экономики, необходимо тщательно изучать.
1 Данные с сайта rbc.ru, 13 февраля 2013г.
2 «Теневой бизнес Греции оценили в 24% ВВП». vedomosti.ru, 09.05.2013
3 Всемирный банк, Международная консалтинговая группа A.T. Kearney. forbes.ru, 2012 г.