Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, мне предстоит решить следующие задачи:
указать сущность и структуру теневой экономики
рассмотреть теневую деятельность в СССР
оценить масштабы теневой экономики в современной России и других странах
рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА……..5
Определение теневой экономики…………………………………….5
Структура теневой экономики и ее институционализация……..…11
2 ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ………………....18
2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………….18
2.2 Как учесть «тень»………………………………………………..……25
2.3 Сравнение объемов теневой экономики в России и других
странах…………………………………………………………………….27
2.4 Методы борьбы с теневой экономикой…………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (Автосохраненный).docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

Розовый рынок (своего рода  «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего  благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой  «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые  «карманные» фирмы, которым  позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д.

Розовый рынок функционирует как  на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц, принадлежащих властям. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного  распределения ресурсов действовала  своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами             в региональном плане - между центром и местами, в отраслевом - между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители  номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то  не позволено быку». Быками считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и  денежного дефицита.

В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться  закрытая (негласная) форма обмена и  распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для своих –узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок – зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых  предприятий, организаций и оказывающих  им содействие представителей федеральных  и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать  еще в советские времена, когда  хозяйствующие субъекты  и просто физические лица создали полулегальный  рынок взаимных услуг под условным названием - «блат - связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к  широкомасштабным спекуляции и торговле  «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности. Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

В современных условиях сложился новый  тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в  свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают  глаза на правонарушения бизнесменов.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях, а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров, теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Черный рынок - это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность  позволяют сделать выводы о наличии  внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

Хозяйствующий субъект черного  рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят  криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками  и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть  основания пирамиды занята коррумпированными  представителями органов власти и управления. Через них «черный  рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует среднюю  часть пирамиды и состоит из «теневиков - хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного  труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам  по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия  уводятся в тень. К ним примыкают  мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида включает порядка 30 млн. чел. экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. И хотя данное деление  теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так  окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому я считаю, будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латова Ю.В., с целью того, чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.

Таблица №1: Структура экономики с учетом теневых секторов.

 

Как видно из этой таблицы теневая  экономика превращается в устойчивый элемент экономической системы, причем так или иначе  и сама теневая экономика начинает разветвляться  на секторы, которые уже приобрели  довольно конкретные определения. Очевидно, что дальше речь пойдет об институционализации  теневой экономики.

Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что, пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения : из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, свидетельствует  появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик: во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»), во-вторых – сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты), в-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами («прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств), и, в-четвертых - новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании» и т.п.). Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

Произошедшая институционализация  теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Теневая экономика  стала привычным для большинства  населения явлением - люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему.

 

2 ОСОБЕННОСТИ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

2.1 Теневая экономика  в советском обществе

В предыдущих главах моей работы, так  или иначе, косвенно затрагивалась  эта тема. А ведь и на самом  деле теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами  экономического поведения. Как это не парадоксально, но в условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики. Я думаю, что  для более полного раскрытия проблемы теневой экономики  в России, необходимо рассмотреть  теневую экономику в СССР, потому что одним из немаловажных факторов существования теневых отношений в современной России является наследие прошлого. Навыки неформального экономического поведения настолько глубоко укоренились в сознании миллионов советских граждан, что оно стало восприниматься как нечто «правомерное».

А с переходом к рыночным отношениям  деформация в сознании общества никуда не делась, а стала еще больше и, как следствие этого, масштабы теневой экономики тоже.

В советское время теневая экономика  охватывала такие виды хозяйственной  деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций  со стороны официальных органов  управления партийных комитетов  разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации  предприятий; советов разного ранга  и их исполнительных комитетов; министерств  и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены, несанкционированное совместительство (дополнительная занятость), поставки продукции «неприкрепленным» потребителям, неплановое строительство, выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий, запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов, деятельность «фарцовщиков», оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были  оказываться бесплатно, взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений, валютные операции и т.п.

Теневая экономика включала в себя три части. Во-первых- «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых - «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но  легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих - «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой. К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (так называемые «подснежники» -люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители работодатели) или деятельность  «толкачей»-работников, выбивающих  для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней»-частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.

Информация о работе Теневая экономика в России