Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, мне предстоит решить следующие задачи:
указать сущность и структуру теневой экономики
рассмотреть теневую деятельность в СССР
оценить масштабы теневой экономики в современной России и других странах
рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА……..5
Определение теневой экономики…………………………………….5
Структура теневой экономики и ее институционализация……..…11
2 ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ………………....18
2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………….18
2.2 Как учесть «тень»………………………………………………..……25
2.3 Сравнение объемов теневой экономики в России и других
странах…………………………………………………………………….27
2.4 Методы борьбы с теневой экономикой…………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (Автосохраненный).docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

На втором и третьем местах страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП - это третий показатель в еврозоне.

Сразу за лидерами идет «многострадальная» Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и теневиков. Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3 % в 2011.

Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой  в последнее время вызывает в  Европе растущую тревогу - Италия. С  показателем в 21,2% ВВП ее теневая  экономика стала пятой крупнейшей «тенью» в еврозоне.

Гораздо более комфортно себя чувствуют  страны с высоким уровнем экономического развития. Однако, и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составляют 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже чем в прошлом, когда было - 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14 % составляют весьма внушительную сумму.

Однако, в своем рейтинге австрийские ученые оперируют относительными единицами - процентом от ВВП. И по этому показателю вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, теневая экономика Ирландии заметно скромнее по масштабу - в 2011 году она составит не более 12,8% ВВП.

Несколько вырастет в 2011 году теневой  сектор экономики Великобритании. По расчетам, он увеличится с 10,7% - в прошлом году, до 11% - в этом.

Так выглядит ситуация с теневой  экономикой в Европе. Чтобы лучше  представлять себе ситуацию с неофициальной  экономической деятельностью в  ЕС и в еврозоне, в частности, есть смысл сравнить европейские цифры  с показателями наиболее развитых экономик мира, в которых также существует надежная система подсчетов всего, что производится и продается в тени.

И здесь мы видим, что, например, в  Японии и США, теневой сектор имеет  заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США теневая экономика еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.

Если бы экономика не уходила  в тень, ВВП каждого государства  существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика в современной  России вполне способна конкурировать  с официальной.

По данным, обнародованным Всемирным  Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости  от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно  ниже, уверен глава Росстата Александр  Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.

Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 90%).

По результатам исследования Национального  института системных исследований, в 2006 г. среднее предприятие продавало  в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота  составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.

Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это  и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и  коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.

2.4 Методы борьбы с  теневой экономикой

Несмотря на  терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни. Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода.

Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер. Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию,  создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.

 Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий  успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь. В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области  работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

 При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами.

Правильно было бы вопросы легализации  теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом  надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

 Одним из основных факторов развития теневой экономики является поляризация доходов населения и обнищание его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным  и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был двадцатичетырехкратным.

Практика показывает, что резкое имущественное  расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

 В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике. При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать, расширять свои объемы производства товаров и услуг.

Правительство России признало, что  чем больше ставка налогов, тем больше от них скрываются налогоплательщики. Поэтому новая экономическая программа направлена на возврат теневых доходов. Сначала 2001 года вступила в силу новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый социальный налог, был также снижен налог на прибыль с 35 до 24% при отмене почти всех налоговых льгот. Специалисты считают, что введение такой шкалы соцналога выведет из тени 10-15% налогоплательщиков, но ее эффективность еще не доказана.

Вообще в современной рыночной экономике России налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и являться инструментом воздействия на накопление капитала и совокупный спрос. Так как в состав теневой экономики включается законная деятельность, которая в целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:

    1. обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;
    2. упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв этим каналы взяточничества чиновников;
    3. пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей;
    4. создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские нормативные акты. 

Таким образом, чтобы снизить теневую  активность в России, необходима не просто легализация ее государством, а повышение адекватности государственного регулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно быть таким, чтобы функционирование вне  рамок закона было экономически невыгодным, а в открытой экономике – выгодным. Что же касается «черной» экономики, действующей на организованной основе и создающей базу экономической организованной преступности, то ее преодоление предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках борьбы с экономической преступностью.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы.

        Всю теневую экономику можно разделить на сектора: белый, розовый, серый, черный. Белый рынок базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т.п. Розовый рынок включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. Серый рынок зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды. Черный рынок включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях, а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения  виды  деятельности. Все сектора теневой экономики взаимодействуют между собой: одни более активно, другие-менее.

          Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов.На самом деле теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. Как это не парадоксально,  но в условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики. В советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции: экономическая и социальная..

         Одним из важных факторов, делающих теневую экономику еще более трудной для изучения, является то, каким образом ее «измерять». Самый верный метод — это измерять явление с разных сторон, сопоставлять результаты и выбирать из них тот, который кажется заслуживающим наибольшего доверия. В основном теневую экономику оценивают тремя способами: по производству, по расходам домашних хозяйств, по учету трудозатрат.

          После анализа исследований, можно сделать вывод, что в экономически развитых странах сектор теневой экономики колеблется в рамках 7-9%, в нашей же стране этот уровень по разным источникам колеблется от 16% до 19%. Это позволяет говорить о том, что экономика России находится далеко не на высоком уровне.

Информация о работе Теневая экономика в России