Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:07, курсовая работа
Краткое описание
Основной причиной появления и развития теневой экономики является несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает дефицит товаров и услуг. Наиболее ярко она проявляется на рынке ценных бумаг. В этой области сосредоточены такие виды теневой экономики, как мошенничество, фальсификация документов, незаконные сделки с ценными бумагами, хищение. Своего максимума теневая экономика достигла на почве приватизации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Общая характеристика теневой экономики…………………………….….…5 1.1. Понятие виды теневой экономики……………………………………....…..5 1.2. Структура теневой экономки……………………………………….….……8 1.3. Методы измерения и социально-экономические последствия теневой экономики……………………………………………………………….………..14 2. Теневой сектор в экономике России…………………………………..……..16 2.1. Причины роста теневого сектора в экономике России…………….….….16 2.2. Масштабы теневой экономки в России…………………………....………21 2.3. Государственное вмешательство в теневой сектор экономики…….……26 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………...…….34
По характеру связи с производством
следует различать ту составляющую «теневой
экономики», которая участвует в производстве
товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется
лишь перераспределение созданного вне
ее продукта. Неоднородны и рассматриваемые
здесь субъекты «теневой» экономики, их
движущие интересы. Можно рассмотреть
теневую экономику и ее структурные «подразделения»
как пирамиду, на вершине которой — сугубо
криминальные элементы: торговцы наркотиками
и оружием, рэкетиры и прочие носители
пороков современного общества, а также
коррумпированные представители органов
власти и управления.
Эти элементы формируют своеобразную
надстройку «теневой» экономики, составляющую
5-25% всей «пирамиды» и обладающую значительными
ресурсами, силой и влиянием. Среднюю часть
«пирамиды» образуют «теневики» - хозяйственники.
«К ним надлежит причислить предпринимателей,
коммерсантов, финансистов, банкиров,
промышленников и аграриев, мелких и средних
бизнесменов (в том числе «челноков» —
так сказать, организаторов-собственников
дела, в каком-то смысле «цеховиков»). Эти
люди — мотор экономической деятельности,
причем не только нелегальной».
В перспективе они способны
выступить в качестве основы среднего
класса нормальной рыночной экономики,
поскольку они вынуждены уходить «в тень»
главным образом лишь потому, что издержки
их деятельности при существующих правилах
и законах экономической игры превышают
соответствующие выгоды и доходы.
Третья группа, воплощающая
как бы подножие «пирамиды», представлена
наемными работниками, причем и физического,
и умственного (интеллектуального) труда;
к ним могут примыкать мелкие и средние
государственные служащие, в доходах которых,
по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют
взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая
деятельность является вторичной (неформальной)
занятостью. В силу разного рода обстоятельств
(правовых и экономических) эти занятия
выводятся из-под действия закона «в тень».
Таким образом, речь идет о потенциальных
союзниках «теневиков» второй группы
(союзниках «третьей силы»).
Деление субъектов теневой
экономики внутри группы в определенной
мере условно, но у субъектов выделенных
отдельных групп наряду с общими интересами
(заключающимися в получении дополнительных
доходов за пределами правового поля)
есть интересы специфические.Определяющим
интересом теневиков-хозяйственников
(в союзе с субъектами третьей группы)
является легальное превращение в средний
класс —основу стабильности государства и общества.
1.3 Методы измерения
и социально-экономические последствия
теневой экономики
Основной ущерб от теневой деятельности
наблюдается в таких сферах, как бюджетная
и социальная (рис. 1). Остальная доля ущерба
распределяется среди прочих сфер с долей
каждой не более 10%. Такая ситуация объясняется
имеющим место масштабным уклонением
от налогов, недофинансированием социальной
сферы. Расчёты показывают, что ущерб,
наносимый бюджетной сфере, составляет
более 16% налогов, собираемых на территории.
Рис. 1. Структура ущерба по сфере
жизнедеятельности (Россия, 2008 г)
По сравнению с ситуацией 2005
– 2006 гг. в структуре ущерба, наносимого
теневой экономикой, в 2007 – 2008 гг. произошли
значительные изменения. Снизилась доля
ущерба, наносимого бюджетной и социальной
сфере, при этом выросла доля ущерба, наносимого
финансовой сфере, экологии, промышленной
и торговой сферам. Основная доля ущерба
приходится на налог на добавленную стоимость
– 31%, налог на прибыль – 25%, единый социальный
налог – 13%, налог на доходы физических
лиц – 10% и прочие налоги и сборы – 20% (рис.
2).
Рис 2. Структура ущерба, наносимого
бюджетной сфере (Россия, 2008)
2. Теневой сектор
в экономике России
2.1 Причины роста
теневого сектора в экономике России
Сегодня теневая экономика
охватывает почти все сферы жизнедеятельности
россиян. С каждым годом теневой сектор
разрастается и так тесно переплетается
с легальным сектором, что уже трудно разграничить
эти элементы экономической системы. И
это в свою очередь влияет на внешнюю экономику
нашей страны тоже. Постоянно ведется
множество разговоров о путях преодоления
этой проблемы. Но прежде чем начать решать
эту проблему, следует проанализировать
причины роста и развития теневой экономики
в России
Главной причиной роста теневой
экономики в России, по мнению многих исследователей,
была «незавершенная либерализация».
Иначе говоря, из всего набора «экономических
свобод» (свобода конкуренции, свобода
ценообразования и др.) одни были введены,
другие - нет, одно делать было можно, а
другое (так же необходимое для нормальной
работы рыночного механизма, например,
продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим
и еще одну причину. В тех сферах, свободу
формально разрешили, отсутствовали её
гарантии, защита со стороны государства.
Наоборот, преобразования были проведены
так, что сформировали у населения и деловых
людей России «комплекс гиперприватности»
- боязнь привлечь к себе, своей деятельности
и своей организации внимание государства
и должностных лиц даже тогда, когда никаких
нарушений правил и законов не было. Люди
перестали доверять власти, у них возникло
стремление полностью исключить какие
либо контакты с государством и чиновниками.
Население и деловые люди России стремились
вступать с чиновниками, прежде всего
в неформальные отношения, как с частными
лицами, а с государством иметь дело не
как с формальной организацией, призванной
выполнять властные функции, а как с множеством
частных лиц, каждое из которых обладает
определенной властью и может оказать
частные услуги. Эта атмосфера, в свою
очередь, благоприятствовала развитию
теневой экономики и явилась следствием
определенных особенностей реализованной
в России реформы. Выделим из них пять
важнейших.
Первая особенность-возникновение
делового тандема чиновника и предпринимателя.
Преобразования были проведены так, что
предприниматели попали в зависимость
от чиновников. Произошла приватизация
функций государства отдельными группами
чиновников. Рыночные реформы предполагали
резкое повышение частной хозяйственной
активности людей и соответственно сокращение
властных полномочий государства в экономике.
В то же время эти преобразования способствовали
значительному усилению неопределенности
функций, прав, возможностей и ответственности
государственных чиновников разного ранга.
В результате, когда предприниматель обращается
к государству за защитой своих интересов,
он её от органов власти не получает. Тогда
деловой человек нанимает в частном порядке
сотрудников какой-нибудь государственной
спецслужбы или правоохранительных органов
и напрямую платит им деньги, как работникам
своей фирмы. В своей деятельности люди
фактически стремятся игнорировать государство
и действуют так, так как будто его не существует.
Уплата же налогов рассматривается населением
как двойное налогообложение, поскольку
все покупают государственные услуги
в частном порядке, в конкретном объеме,
который требуется тому или иному предпринимателю
или другому частному лицу. В обществе
формируется соответствующая социально-психологическая
атмосфера, когда уклонение от уплаты
налогов - норма, следование которой не
осуждается.
Вторая особенность - чрезмерно
большая роль государства в экономике.
Она находит свое выражение в двух формах.
Во-первых, в сохранении значительного
государственного сектора без прежних
экономических и правовых ограничений.
Во- вторых, в чрезмерном и практически
бесконтрольном вмешательстве государства
в экономическую деятельность. К ней относится
создание государственных, полугосударственных
или негосударственных «уполномоченных»
компаний, через которые частные фирмы
обязаны выполнять какие-либо насущные
функции (скажем, создание муниципального
банка, через который все организации
региона обязаны осуществлять расчеты
с бюджетом, энергетиками, железной дорогой
и др.) Функционирование компании подобного
типа – источник теневой активности, так
как предприниматели, стремясь получить
разрешение на свою деятельность или желая
обойтись без «уполномоченных», вынуждены
им платить.
Другой источник теневых отношений
- лицензирование разных видов хозяйственной
деятельности. Оно ставит частные фирмы
в зависимость от органов власти и отдельных
чиновников и дает последним большие возможности
для извлечения теневых доходов. Достаточно
распространенная практика – выдача лицензий
на какую-нибудь деятельность частным
фирмам (например, аптекам) так, что получившие
их становятся монополистами в одном из
районов города. Ясно, что для «обхода»
этого положения конкуренты вынуждены
платить. Наконец, упомянем и прямое силовое
подавление конкуренции органам власти
в пользу «дружественных» им компаний.
Часто это делается в самых прибыльных
отраслях (в торговле бензином, металлами,
нефтью, в строительстве), когда деятельность
конкурентов подавляется с помощью милиции,
налоговой полиции, проверок состояния
экологической и противопожарной безопасности,
запрещения землеотвода или сдачи земли
в аренду и т.п. В таком случае органы власти
производят принудительное распределение
рыночных ниш, отдавая самые выгодные
секторы рынка «дружественным» фирмам,
которые, в свою очередь, отчисляют в пользу
этих органов и/или отдельных чиновников
часть полученной сверхприбыли.
Вмешательство государственных
органов в экономику всегда ведет к искусственному
неравенству в положении различных частных
фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит
выгоды одним и приводит к потерям у других.
Третья особенность-сохранение
прежних (характерных для советской системы)
форм монополизма и появление новых. Первые
связаны с деятельностью государства.
Так как государство сохранило прямой
контроль за работой ряда секторов экономики,
это создает монополизм, порождающих теневую
активность. Например, сохранение государственного
контроля за золотодобычей (как и за добычей
большинства видов полезных ископаемых)
и ограничение доступа туда частного капитала
служат источником существования черного
рынка торговли золотом, оборот которого
составляет многие десятки, а возможно,
и сотни килограммов в год.
Новая форма монополизма - монополизм
«снизу» как надстройка над частной рыночной
активностью. Это система «крыш», которые
делят между собой тот или иной рынок.
«Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая
контроль над определенным сегментом
рынка. Ясно, что как сама деятельность
«крыш», так и активность связанных с ними
фирм имеет значительную теневую составляющую.
Четвертая особенность - чрезвычайно
высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный
характер системы налогообложения, одинаково
расценивающей уклонение от уплаты налогов
и ошибку их исчисления. Такая система,
при которой, по различным оценкам, изымается
60-86% прибыли, а частная фирма не имеет
правовой защиты перед государственной
налоговой инспекцией,- одно из следствий
ситуации, когда в условиях экономической
либерализации государство стремится
сохранить «командные высоты» в экономике
и контролировать основные финансовые
потоки. В результате в стране сформировалась
стойкая привычка к уклонению от уплаты
налогов и переводу значительной доли
деловой активности в «тень». В принципе
уже одной этой черты достаточно для взрывного
роста теневой деятельности.
Пятая особенность - внеправовой
характер экономических преобразований,
обусловленный тем, что реальное поведение
населения и властей в период реформ лишь
в малой степени регулируется формальными
законами. В эффективной работе правоохранительной
системы не заинтересованы, прежде всего,
правящие группировки.
Итак, разрастание теневого
сектора в России обусловлено, прежде
всего, ломкой старой системы госконтроля,
неразвитостью новой рыночной инфраструктуры
и культуры поведения, низким уровнем
управления, нестабильностью политической
и экономической ситуации в стране. Должно
пройти еще немало времени, чтобы сгладились
те экономические деформации, которые
произошли при переходе от командно-административной
системы к рыночной.
2.2 Масштабы теневой
экономики в России
Измерение теневой экономики,
оценка ее масштабов является достаточно
сложной задачей. Это связано с самой ее
природой -теневая экономика носит
скрытый характер и возникает из-за
стремления избежать измерения. Для ее
измерения используются различные,
преимущественно косвенные методы.
Рассмотрим современное состояние и масштабы
теневой экономики в России и различных
странах, используя результаты исследований
австрийского экономиста Фридриха Шнайдера
(Университет Линц, Австрия), представленные
в журнале "Эксперт".
Всего в мире в теневом секторе
создается как минимум 8 трлн долларов
добавленной стоимости ежегодно, не попадая
в бухгалтерские отчеты предприятий и
в официальную статистику как отдельных
государств, так и международных организаций.
Таким образом, по своим размерам глобальная
теневая экономика сопоставима с экономикой
США - страны, имеющей самый крупный ВВП
в мире. Во второй половине 90-х годов в
развитых странах теневая экономика была
эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах
с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся
- 39% ВВП.