Теневая экономика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Основной причиной появления и развития теневой экономики является несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает дефицит товаров и услуг. Наиболее ярко она проявляется на рынке ценных бумаг. В этой области сосредоточены такие виды теневой экономики, как мошенничество, фальсификация документов, незаконные сделки с ценными бумагами, хищение. Своего максимума теневая экономика достигла на почве приватизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика теневой экономики…………………………….….…5
1.1. Понятие виды теневой экономики……………………………………....…..5
1.2. Структура теневой экономки……………………………………….….……8
1.3. Методы измерения и социально-экономические последствия теневой экономики……………………………………………………………….………..14
2. Теневой сектор в экономике России…………………………………..……..16
2.1. Причины роста теневого сектора в экономике России…………….….….16
2.2. Масштабы теневой экономки в России…………………………....………21
2.3. Государственное вмешательство в теневой сектор экономики…….……26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………...…….34

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая раб.docx

— 109.83 Кб (Скачать файл)

По характеру связи с производством следует различать ту составляющую «теневой экономики», которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного вне ее продукта. Неоднородны и рассматриваемые здесь субъекты «теневой» экономики, их движущие интересы. Можно рассмотреть теневую экономику и ее структурные «подразделения» как пирамиду, на вершине которой — сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры и прочие носители пороков современного общества, а также коррумпированные представители органов власти и управления.

Эти элементы формируют своеобразную надстройку «теневой» экономики, составляющую 5-25% всей «пирамиды» и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием. Среднюю часть «пирамиды» образуют «теневики» - хозяйственники. «К ним надлежит причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов (в том числе «челноков» — так сказать, организаторов-собственников дела, в каком-то смысле «цеховиков»). Эти люди — мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной».

В перспективе они способны выступить в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики, поскольку они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы.

Третья группа, воплощающая как бы подножие «пирамиды», представлена наемными работниками, причем и физического, и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. В силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона «в тень». Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках «теневиков» второй группы (союзниках «третьей силы»).

Деление субъектов теневой экономики внутри группы в определенной мере условно, но у субъектов выделенных отдельных групп наряду с общими интересами (заключающимися в получении дополнительных доходов за пределами правового поля) есть интересы специфические.Определяющим интересом теневиков-хозяйственников (в союзе с субъектами третьей группы) является легальное превращение в средний класс —основу стабильности государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы измерения и социально-экономические последствия теневой экономики

Основной ущерб от теневой деятельности наблюдается в таких сферах, как бюджетная и социальная (рис. 1). Остальная доля ущерба распределяется среди прочих сфер с долей каждой не более 10%. Такая ситуация объясняется имеющим место масштабным уклонением от налогов, недофинансированием социальной сферы. Расчёты показывают, что ущерб, наносимый бюджетной сфере, составляет более 16% налогов, собираемых на территории.

 

Рис. 1. Структура ущерба по сфере жизнедеятельности (Россия, 2008 г)

По сравнению с ситуацией 2005 – 2006 гг. в структуре ущерба, наносимого теневой экономикой, в 2007 – 2008 гг. произошли значительные изменения. Снизилась доля ущерба, наносимого бюджетной и социальной сфере, при этом выросла доля ущерба, наносимого финансовой сфере, экологии, промышленной и торговой сферам. Основная доля ущерба приходится на налог на добавленную стоимость – 31%, налог на прибыль – 25%, единый социальный налог – 13%, налог на доходы физических лиц – 10% и прочие налоги и сборы – 20% (рис. 2).

Рис 2. Структура ущерба, наносимого бюджетной сфере (Россия, 2008)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теневой сектор в экономике России

2.1 Причины роста теневого сектора в экономике России

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в России

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация». Иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них пять важнейших.

Первая особенность-возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений.

Во- вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.) Функционирование компании подобного типа – источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других.

Третья особенность-сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Новая форма монополизма - монополизм «снизу» как надстройка над частной рыночной активностью. Это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией,- одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

Пятая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильностью политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Масштабы теневой  экономики в России

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой -теневая экономика носит  скрытый  характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения  используются различные, преимущественно  косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой  экономики в России и различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".

Всего в мире в теневом секторе создается  как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1*

Уровень теневой экономики в  разных странах

Страна

Уровень теневой  экономики, в % от ВВП

Греция

29%

Италия

25-30%

Испания

24%

Бельгия

23%

Франция, Канада, Германия

14,9-16,3%

Австрия

9,1%

США

10-15%

Швейцария

8%

Нигерия

76%

Таиланд

71%

Египет

68%

Боливия

66%

Панама

62%

Грузия

43-51%

Азербайджан

34-41%

Украина

35-50%

Македония, Хорватия, Болгария

40%

Албания

80%

Россия

20-50%

Информация о работе Теневая экономика в современных условиях