Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:07, курсовая работа
Краткое описание
Основной причиной появления и развития теневой экономики является несбалансированность спроса и предложения, которая вызывает дефицит товаров и услуг. Наиболее ярко она проявляется на рынке ценных бумаг. В этой области сосредоточены такие виды теневой экономики, как мошенничество, фальсификация документов, незаконные сделки с ценными бумагами, хищение. Своего максимума теневая экономика достигла на почве приватизации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Общая характеристика теневой экономики…………………………….….…5 1.1. Понятие виды теневой экономики……………………………………....…..5 1.2. Структура теневой экономки……………………………………….….……8 1.3. Методы измерения и социально-экономические последствия теневой экономики……………………………………………………………….………..14 2. Теневой сектор в экономике России…………………………………..……..16 2.1. Причины роста теневого сектора в экономике России…………….….….16 2.2. Масштабы теневой экономки в России…………………………....………21 2.3. Государственное вмешательство в теневой сектор экономики…….……26 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………...…….34
Как видно из Таблицы 1, в
странах с развитой рыночной экономикой
отмечается постоянный рост масштабов
теневого сектора. В 2010 году страной с
наиболее высокой долей теневого сектора
является Греция (29,0% официального ВВП).
К странам с наибольшим теневым сектором
относятся также Италия (25-30%), Испания
(24%) и Бельгия (23%). Среднее положение занимают
Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%).
Наиболее низкие показатели доли теневого
сектора имеют Австрия (9,1%), США (10-15%) и
Швейцария (8,0%).
Наибольших масштабов достиг
теневой сектор экономики в развивающихся
странах. Так, теневая экономика в Нигерии
достигает 76% от официального ВВП. Значительный
масштаб теневого сектора отмечается
также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии
(66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве
развивающихся стран Азии, Африки и Латинской
Америки можно говорить скорее о существовании
"параллельной", или "второй"
экономики, ненамного уступающей по масштабу
экономике официальной.
Согласно различным исследованиям,
наибольшее значение среди постсоциалистических
стран в начале 21 века теневой сектор имел
в экономике Грузии (43-51% официального
ВВП), Азербайджана (34-41%) и Украины (35-50%).
В Восточной Европе наибольший
масштаб теневая экономика приобрела
в балканских странах - Македонии, Хорватии
и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика
практически полностью функционирует
в теневой сфере
По данным, обнародованным Всемирным
Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую
экономику приходится около 48,6% ВВП. В
регионах же в зависимости от того или
иного субъекта этот показатель колеблется
в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный
продукт). На самом деле эта цифра значительно
ниже, уверен глава Росстата Александр
Суринов. По его мнению, нелегальную экономику
можно оценить в 20% ВВП страны.
Таблица 2*
Доля теневой экономики в различных
сферах деятельности
Сектор экономики
Теневая доля в %
Торговля
34,3%
Строительство
10,1%
Транспорт и связь
9,2%
Обрабатывающее производство
8,9%
Коммунальные, социальные и
персональные услуги
4,6%
Рынок недвижимости
3,2%
Гостиницы и рестораны
2,3%
Сельское хозяйство
более 60%
Впрочем, показатели международных
организаций, данные официальной статистики
и отчёты специалистов рынка всегда расходились.
Действительно, дать объективную оценку
масштабам российской теневой экономики
непросто, настолько она стала неотъемлемой
частью всей экономической системы страны.
Анализируя Таблицу 2, можно сделать вывод,
что в скрытом секторе задействовано 34,3%
всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2%
— транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего
производства, 4,6% — коммунальных, социальных
и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости
и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается
сельскохозяйственной отрасли, то она
практически вся работает в тени (по некоторым
подсчётам более 60%). По общемировым объёмам
теневой экономики большая часть выручки
приносит продажа героина, торговля женщинами,
продажа контрафактной продукции, огнестрельного
оружия и киберпреступность.
С другой стороны, в понятие
"теневая экономика", по методологии
Госкомстата, не входят производство и
распространение наркотиков, проституция,
контрабанда. Не учитываются преступления
против личности и имущества (например,
взятки и грабежи), а также национализация
и приватизация, поскольку такие акции
сказываются лишь на стоимости активов
и никак не отражаются на добавленной
стоимости и ВВП. В этом, собственно, и
состоят самые большие расхождения
в оценке теневой экономики Госкомстатом
и Всемирным Банком.
Итак, теневая экономика
в России неравномерно представлена в
различных отраслях. Около трети всей
внешней торговли России осуществляется
армией челноков, перевозящих огромную
массу товаров из соседних стран. Российская
теневая экономика, вопреки западным стереотипам
относительно "русской мафии", производит
в основном вполне легальную продукцию
и услуги. На криминальные группировки
приходится всего 3% теневого сектора.
Еще одной чертой новой теневой экономики
в России стало широкое распространение
скрытой занятости. Согласно недавним
исследованиям, 27% трудоспособных россиян
(а это 21 млн. человек) имеют официально
не учтенную вторую работу, причем около
половины из них заняты в "посреднической
деятельности", треть - в розничной торговле,
а оставшиеся - в челночном бизнесе. Если
учитывать эту особенность, можно получить
сильно отличающуюся от официальной картину
доходов российских граждан.
2.3 Государственное
вмешательство в теневой сектор экономики
В России последних
лет отмечается усиливающаяся динамика
теневых экономических процессов. Это,
прежде всего, обусловлено реформами переходного
периода и системным экономическим кризисом
90-х годов, осложнившим ситуацию на рынке
труда, породившим развитие самозанятости
и малого бизнеса, явившихся питательной
средой для роста теневых экономических
отношений. Отличительной чертой теневых
процессов является то, что они не ограничились
экономикой, а проникли практически во
все сферы общественной жизни. В настоящее
время в Российской Федерации, по экспертным
оценкам, до 50% ВВП производится в «тени».
Теневая экономика, ставшая неотъемлемым
структурным элементом всей экономической
системы, оказывает на экономику страны
огромное, как отрицательное, так и положительное
воздействие. Нелегальное производство
товаров и услуг, сокрытие доходов, отмывание
и легализация преступных денежных средств,
процессы приватизации государственной
собственности, коррупция – все это привело
к угрожающему перетеканию денег из легального
сектора экономики в теневой. Теневая
экономика является проблемой не только
правоохранительных органов, но и всей
общественности и государства в целом.
Поэтому уже давно назрела необходимость
в разработке комплекса мер воздействия
на теневую экономику. Для легализации
отдельных форм теневой экономической
деятельности и эффективного противодействия
криминальным проявлениям теневой экономики
необходимо обеспечить разработку и проведение
единой общегосударственной политики.
В качестве основного способа
противодействия теневой экономике большинство
экономистов называют предоставление
больших экономических свобод участникам
экономики и ликвидацию всевозможных
ограничений со стороны властных структур
(отмену запрета тех или иных видов деятельности,
сокращение налогового бремени и сокращение
налоговой, бухгалтерской, статистической
и иных видов отчетности). Имеется в виду
принцип, что определённое вмешательство
государства в экономику необходимо, о
чём писал ещё Дж. Локк., однако, вмешательство,
превышающее этот абстрактный уровень
социального минимума, ограничивает возможности
экономического роста тем больше, чем
больше это вмешательство. Излишние бюрократические
барьеры на пути создания, функционирования,
развития и ликвидации предприятий должны
быть сняты. За счет снижения налогового
бремени следует ожидать снижения заинтересованности
теневиков в уходе от уплаты налогов с
целью сокращения своих издержек и увеличения
налоговых поступлений в бюджет за счет
роста налогооблагаемой базы, обусловленного
усилением заинтересованности хозяйствующих
субъектов в легальном ведении своего
бизнеса. Данная мера (понижение налоговой
нагрузки) будет носить более эффективный
характер в случае повышения налоговой
дисциплины и ужесточения ответственности
за нарушения налогового законодательства.
В России необходима научно обоснованная
оптимизация налоговых и правовых процедур,
при осуществлении которой, необходимо
учитывать требования бизнеса к облегчению
налогового бремени, а также единые мировые
стандарты финансовых, налоговых и бухгалтерских
нормативных актов.
Одним из приоритетных направлений
сокращения теневой экономики в сложившихся
условиях становится определение реальных
масштабов рынка труда, обеспечение занятости
населения в соответствии со структурными
изменениями в экономике и законодательными
нормами,предупреждение массовой безработицы,
расширение профессиональной подготовки
и переподготовки кадров. Отсутствие надлежащего
оформления занятости ведет к игнорированию
работодателями норм трудового права
и бесправию работников, отсутствию для
них социальных гарантии и правовой защиты.
Это означает возможность безнаказанной
эксплуатации рабочей силы, в частности,
за счет заниженной оплаты труда, несоблюдения
требований и норм охраны труда и его использования
(высокая интенсивность и чрезмерная продолжительность
труда, отсутствие выходных, оплачиваемых
отпусков и т.п.). Заниженная оплата труда
неформалов, в свою очередь, сокращает
стимулы к совершенствованию производства
и внедрению новой техники. Все это ведет
к утрате здоровья работниками, деквалификации
рабочей силы, снижению качества труда
и производимого продукта, т.е. в конечном
итоге - к снижению качества трудового
потенциала России. Наконец, оплата труда
в конвертах ведет к сокрытию полученных
доходов и недополучению социальных и
налоговых платежей. Очевидно, что эффективное
управление занятостью населения невозможно
без совершенствования административно-правовых
и социально-экономических механизмов.
А это, прежде всего: разработка новых
дополнений к существующим законодательным
актам о труде; определение компетенции
органов государственного управления
различных уровней в осуществлении политики
занятости населения; включение новых
экономических механизмов, направленных
на создание материальных условий для
функционирования системы государственных
гарантий в сфере занятости населения
в формах целевого финансирования, льготного
кредитования и предоставления налоговых
льгот объектам хозяйственной деятельности,
которые обеспечивают расширение масштабов
производства, создание новых рабочих
мест, повышение занятости населения;
финансовое обеспечение своевременной
переподготовки освобождающихся кадров
и подготовки тех,кто ищет работу впервые,
с тем, чтобы достичь наиболее полной и
эффективной занятости населения – залога
экономического и социального развития.
Следует обеспечить проведение
эффективной антимонопольной политики
в целях нейтрализации теневых операций
монополистов. Так, проведение антимонопольной
политики для одних организаций – возможность
вхождения на рынок, для монополистов
– появление конкурентов, а значит снижение
доли рынка, уменьшение сбыта и соответственно
прибыли. Антимонопольная политика проводится
через антимонопольное законодательство,
которое запрещает соглашение по ценам
(договор между компаниями, устанавливающий
завышенную цену на товар, демпинговые
цены, позволяющие вытеснить конкурентов
из отрасли). В число задач антимонопольного
регулирования входят: – выявление и оперативное
пресечение актов и действий федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, направленных
на ограничение конкуренции, повышение
ответственности за указанные нарушения,
а также устранение административных
барьеров; – выявление и пресечение злоупотреблений
хозяйствующими субъектами на товарных
и финансовых рынках, направленных на
ограничение конкуренции; – ограничение
локального монополизма и развитие конкуренции
на сельскохозяйственных рынках; –создание
условий для развития конкуренции на монополизированных
товарных рынках.
Многие виды теневой экономической
деятельности объясняются недостатками
законодательной базы, противоречием
между объективными законами экономики
и их отражением в правовых, законодательных
нормах государства. Совершенствование
действующего законодательства, ликвидация
пробелов в законодательных актах позволят
противодействовать тени. Одной из главных
задач является согласование интересов
бизнеса и государства в нормативных актах
в режиме реального времени.
Необходимым условием ослабления
теневого сектора должен стать пересмотр
сложившихся традиционных взаимоотношений
(зачастую криминальных, дружеских) участников
бизнеса и властных структур с помощью
идеологии, культуры, религии и других
общественных институтов, провозглашающих
построение здорового общего национального
хозяйства страны и достижения баланса
интересов общества. В какой-то степени
следует говорить об изменении социально-культурных
норм, достижении доверия граждан к государству
и его структурам.
Важными путями оздоровления
экономики нашей страны и отказа теневиков
от различных уклонений могут и должны
стать следующие направления: ускорение
научно-технического прогресса и создание
современного высокотехнологичного производства,
оптимизация финансовой, бюджетной и банковской
систем, с целью ограничения на этой основе
инфляцию, рост цен, нестабильность национальной
валюты, повышение активности банков в
области инвестиционного кредитования,
реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями
чиновников.
Государство и общество, поставив
целью сокращение размеров теневой экономики,
должно действовать в двух направлениях:
– с одной стороны, уничтожать общественно
вредные криминальные ее проявления, а
с другой – создавать все возможные условия
для легального развития экономики.
Заключение
В данной работе представлен
в общем виде обзор и масштаб теневой экономики,
но даже эти данные позволяют понять насколько
сильно воздействует теневая экономика
на все сферы нашей жизни. В России параллельно
легальной экономике возникла теневая,
сопоставимая с ней по масштабам. Более
того, в теневой экономике формируется
примерно тот же набор механизмов, что
и в официальной хозяйственной системе.
В ней действуют свои правила ценообразования,
способы обеспечения соблюдения контрактов,
имеется специфический набор профессий
со своим кодексом поведения, работают
собственные механизмы инвестирования.
Эти теневые механизмы изменили жизнь
миллионов людей, создали особые условия
работы предприятий. Специалисты, занимающиеся
проблемами теневой экономики, стали вести
речь даже о "теневом порядке" в российском
обществе.
Теневая экономика – сложное
многоаспектное понятие, которое включает
в себя два непосредственно связанных
между собой основных признака – негативная
деятельность и нетрудовые доходы. Структурно
в теневой экономике можно выделить три
крупные, весьма специфические сферы:
криминальная деятельность, нелегальное
(скрытое) предпринимательство и легальную
негативную (фиктивную и дефективную)
деятельность в государственном секторе.
В отношении теневой экономики
нужны два вида действий. С одной стороны,
предстоит с ней "бороться", а это
функция правоохранительных органов,
которую они должны выполнить как можно
лучше. С другой – вводить "тень"
в стандартные размеры посредством легализации,
причем так, чтобы это пошло на пользу
отечественному производству.
Итак, какую же политику и действия
проводить государству? Следует учесть,
что основа теневого оборота и роста преступности
– неучтенные доходы экономических агентов
и неисполнение ими же своих обязательств.
Поэтому необходимо сделать налично-денежный
оборот и неуплату налогов экономически
невыгодными и юридически наказуемыми.
Примерная программа действий следующая:
Следует всячески стимулировать
безналичный денежный оборот. Например,
гражданам, получившим доходы на банковский
счет и не обезналичивающим их, можно учитывать
половину уплаченного ими НДС. Таким образом,
НДС, акцизы и подоходные налоги при этом
будут "отсасывать" деньги из теневого
оборота;
Необходимо запретить бесконтрольное
представление и привлечение кредитов,
отчуждение собственности и принятия
на себя обязательств неплатежеспособными
предприятиями и гражданами;