Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия товарной биржи, описать её сущность и тенденции развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения товарных бирж и их роль в современной экономики.
2. Раскрыть теоретические аспекты функционирования товарной биржи.
Введение 2
Глава 1. Товарная биржа 5
1.1. Понятие товарной биржи 5
1.2. Политика развития биржи в России 8
Глава 2. Элементы товарной биржи 24
2.1. Объект товарной биржи 24
2.2. Порядок проведения товарной биржи 28
Заключение 31
Список литературы: 33
Остановимся на особенностях развития биржевого дела. По сравнению с западными, русские биржи обладали определенной спецификой. Их отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры (железнодорожный транспорт, элеваторы, склады и т. п.) как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок (срочные или терминальные сделки). Но не было и жесткой регламентации правил заключения сделок. Во-вторых, в силу того, что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна из западных бирж не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через купеческие палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели. В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что биржа – это то место, куда порядочному человеку ходить позорно. В-четвертых, наблюдалось повышенное внимание к отечественным биржам со стороны государства. Россия принадлежала к числу тех стран, где именно из-за отсталости политического правосознания всех слоев и классов, что обуславливалось
неравномерностью экономического развития различных сфер народного хозяйства и сохранением многоукладности, роль политической власти в экономике в целом, и в развитии биржевого дела в частности, была сравнительно велика. В 1895 г. при Министерстве финансов была создана комиссия для составления нормального биржевого устава взамен действовавших разрозненных уставов отдельных бирж. Комиссия выработала проект, но не был утвержден, так как проведению единообразия в деятельности бирж препятствовали различный характер фондовых и товарных операций, а также пестрота условий и обычаев биржевого торга в различных местностях.
В конечном счете, правительство ограничилось реформой лишь на Петербургской бирже (общей).
В июне 1900 г. царь утвердил мнение Комитета министров об основании её фондового отдела, а в начале 1901 г. – правила для этого отдела. Для товарно-сырьевых бирж законодатели ограничились изданием Устава торгового, в котором были сведены ранее принятые акты и утвержденные уставы товарно-сырьевых бирж. При этом остались некоторые противоречивые положения, например, касающиеся определения сущности и задач этих бирж. С течением времени Устав торговый пополнялся всё новыми статьями. Следуя западноевропейской традиции, правительство в части законодательства о фондовом отделе взяло за эталон германское биржевое право и в некоторой части – практику организации фондовой биржи во Франции. Будучи самоуправляющимися организациями, все российские общие биржи в порядке надзора были подчинены Министерству торговли и промышленности – его отделу торговли, фондовый же отдел Петербургской биржи был подчинен Министерству финансов по Особенной канцелярии по кредитной части, причем последняя являлась почти полным хозяином на петербургском фондовом рынке.
Большинство товарно-сырьевых бирж брало за образец уставы Петербургской (общей) биржи, утвержденные ещё в 1831 и 1832 годах. Определенное понимание роли и места товарных бирж в экономической структуре страны так и не было выработано вплоть до начала первой мировой войны. И это являлось одним из основных показателей как недостаточности капитализма в стране, несмотря на уже появившиеся могущественные монопольные структуры, так и слабости товарной биржи как необходимого инструмента формирования рыночной экономики. Органы местного самоуправления смотрели на биржи весьма узко. С их точки зрения, создание бирж должно было лишь содействовать упорядочению и регулированию местной торговли, доставляя купцам и промышленникам необходимые сведения. В итоге всех регламентаций биржи утвердилась следующая организационная схема бирж в России. Руководящие органы включали биржевое общество (члены и посетители биржи), биржевую администрацию, биржевой маклериат, третейские суды (или арбитраж), котировальные, экспертные и другие комиссии. Биржевое общество было высшим руководящим органом данного института. Его работа строилась на демократических принципах, важнейшие вопросы решались только коллегиально. Право присутствия на бирже определялось особым билетом и оплачивалось соответствующим сбором по общему правилу. Приобретение этих прав было связано с владением торговой фирмой, рекомендациями определенного числа членов биржи и наличием свободных мест. Как правило, прием новых членов производился биржевой администрацией. Её главной фигурой являлся биржевой комитет. В его задачи входили: осуществление дисциплинарного надзора за членами биржи и её посетителями, а также официальными маклерами; определение времени проведения биржевых собраний, прием новых членов и допуск посетителей; установление и изменение правил биржевой торговли; руководство биржевым персоналом и её канцелярией; руководство выборами и общими собраниями биржевого общества; составление курсовых бюллетеней; назначение официальных маклеров; организация третейского суда; подготовка заключений по запросам правительства и возбуждение ходатайств перед ним. На формирование биржевого комитета существенно влиял организационно-экономический статус биржи (корпоративный или государственный).
Биржевое законодательство, как правило. Включало ряд положений, касающихся маклеров. Под присягой они принимали на себя определенные обязанности: соблюдение интересов сторон без предпочтения какой-либо одной из них, ограничение своей деятельности лишь маклерством, присутствие на бирже в определенные часы и т. д. Причем нарушение этих обязанностей влекло за собой дисциплинарную ответственность. Стремление автономно регулировать внутренние конфликты реализовывалось в институте третейских судов. Споры, возникавшие из-за сделок, заключаемых на бирже, рассматривались биржевым третейским судом, за исключением случаев, когда их рассмотрение общим судом не оговаривалось в специальном соглашении. Третейские суды могли рассматривать и иные разногласия по сделкам, выходящим за пределы биржи, но лишь при наличии взаимного согласия спорящих сторон. Состав и порядок выборов третейских судов устанавливали учредители биржи. Экспертные комиссии выражали компетентное мнение (и только) по поводу качества товаров, представляемых на биржу.
16 июля 1914 г. фондовые биржи были закрыты. В январе 1917 г. их вновь открыли, а в феврале того же года закрыли вновь.
Однако биржам суждено было возродиться и в советский период. Это произошло в июле – декабре 1921 г. (первые месяцы нэпа). Распадавшаяся на отдельные части хозяйственная система с её подорванными производительными силами не желала больше подчиняться административному диктату. Только обмен через торговлю, через рынок мог связать отдельные хозяйственные единицы, принадлежавшие к различным экономическим укладам («социалистическому» в лице национализированной государством части народного хозяйства, а точнее, государственному; государственно - капиталистическому, мелкотоварному и натуральному хозяйству), в относительно целостную систему. И правительство обратило свой взгляд на биржи, которые стихийно стали возрождаться по всей стране, главным образом на основе кооперативного аппарата. Но их эффективность была низкой. В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны –продовольствие и фураж. Текстиль, сырьё, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах незначительно. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета труда и обороны (СТО), что свидетельствовало о том, что в решении задачи упорядочивания внутренней торговли государство ориентировалось на биржи. В этом постановлении видны основы политической концепции правительства в отношении бирж. Во-первых признание бирж не государственными, а общественными организациями, хотя согласно постановлению СТО "О товарных биржах", они учреждались Комиссией по внутренней торговле при СТО или по её собственной инициативе, или по ходатайству заинтересованных учреждений, предприятий, лиц, причем самочинное учреждение бирж, наблюдавшееся до принятия этого постановления, более не допускалось. Во-вторых, правительство искало и нашло в лице бирж экономические рычаги развития торговли в стране. И, как это было известно из опыта капиталистических бирж, не только торговли. Этот экономический рычаг – свободный биржевой торг, при котором, однако, функции биржи "носят характер посреднический, а не оперативный". Ещё одной функцией биржи являлась выработанная мировой практикой котировка биржевых цен. Котировка – фиксирование и опубликование выявившихся на торгах цен. Последовательный ряд котировальных цен дает, в конечном счете, реальную рыночную цену, ту цену, которая является регулятором рыночной экономики и на которую ориентируются в своих долгосрочных планах как промышленники – производители товара, так и торговые посреднические предприятия. Для политической концепции правительства характерно было также регламентирующее положение о том, кто мог становиться членами товарной биржи:
Такое объединение в единой структуре, признаваемой общественной, и под общим ведением государственных органов организаций, принадлежащих к различным экономическим укладам, свидетельствовало о том, что товарная биржа по существу учреждалась первоначально как госкапиталистическая структура.
Вместе с тем это была попытка преодолеть полное безразличие государственных предприятий к биржевому торгу, предпринятая в лучших традициях насильственного "загона" торгующих на биржу. Причин равнодушия было несколько. Во-первых, тотальный товарный дефицит. Во-вторых, монополизм государственных предприятий-трестов, которые создавались по типу организационного строения капиталистических синдикатов и трестов: решая задачу концентрации производственных возможностей разоренной страны, такой принцип приносил за собой сразу и отрицательную сторону монополии –беспосреднический торговый обмен по монопольным ценам. По политико - идеологическим причинам биржи не смогли преодолеть этого ценового монополизма госпредприятий. Следует отметить, что к 1924 г. наметился спад доли товарооборота государственных предприятий (на 1,2%). Происходило взаимное отторжение биржи и монополизированной экономики.
Постановление СТО от 1 сентября 1922 г. об обязательной регистрации на бирже всех заключенных государственными органами сделок вне биржи было ещё одним шагом в направлении ориентации государства на биржи в упорядочивании внутренней торговли. Всего лишь одним постановлением "товарооборот" был "увеличен" в несколько раз. По существу это была уже не биржа, а элемент организованного государственного регулирования. Ценообразование на биржах не имело значения как самостоятельный акт и не отражало реального соотношения спроса и предложения, ибо было ограниченно тарифами государства на продукцию предприятий государственного сектора. В результате предприятия и организации, производившие дефицитную продукцию, не могли воспользоваться благоприятной для них рыночной конъюнктурой.
Фондовые отделы товарных бирж (фондовых бирж как таковых в этот период не было) стояли несколько особняком и пользовались автономией внутри товарных бирж. Однако их органы были значительно менее самостоятельны, чем органы товарных бирж: фондовые отделы строго подчинялись Наркомату финансов. Первоначальный состав членов фондовых бирж или фондовых отделов назначался этим ведомством по соглашению с Комиссией по внутренней торговле при СТО. Подобным же образом назначались и биржевые комитеты или советы фондовых отделов. В этом отношении советское законодательство было очень приближено к законам царского правительства.
Первым был организован в 1923 г. фондовый отдел при Московской товарной бирже. Фондовые отделы сыграли некоторую роль при выявлении курса червонца и размещении государственных займов. После постановления ВЦИК и СНК о валютных операциях, изданного в октябре 1922 г., советские фондовые биржи стали органами регулирования валютно-фондового рынка, т. е. органами, выражающими волю государства в этом вопросе. Но в условиях расширения масштабов государственного планового сектора биржи стали быстро терять почву для существования.
Для объединения и