Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия товарной биржи, описать её сущность и тенденции развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения товарных бирж и их роль в современной экономики.
2. Раскрыть теоретические аспекты функционирования товарной биржи.
Введение 2
Глава 1. Товарная биржа 5
1.1. Понятие товарной биржи 5
1.2. Политика развития биржи в России 8
Глава 2. Элементы товарной биржи 24
2.1. Объект товарной биржи 24
2.2. Порядок проведения товарной биржи 28
Заключение 31
Список литературы: 33
Таким образом, правительство признавало необходимость административного воздействия на цены. Теоретики биржевого дела никак не могли определить реальное место биржи в структуре советской экономики, её природу. Так, Совет съездов в одном из своих документов определял биржи как местные представительные центры торговли. В качестве общественных организаций биржи приравнивались к профсоюзам, коллегиям защитников при судах и т. п. Именно так они определялись в документе, подписанном одним из авторитетных партийных деятелей в области кооперации и внутренней и внешней торговли А. М. Лежавой (в то время нарком внутренней торговли). Биржа не входит в общую систему государственного управления и имеет свой бюджет, говорилось в документе, но "с другой стороны…товарная биржа осуществляет свои функции не в частном интересе, а в интересе общественности". Это широко распространенное отрицание наличия частных интересов на бирже как её движущего механизма было обусловлено идеологической линией партии.
С середины 20-х годов возобладала тенденция к превращению бирж в пункты оптовой торговли, что вело к полной их ликвидации. К 1925 г. реальное значение в общей системе оборота признавалось лишь за теми из бирж, где торговали хлебо-фуражными товарами: Краснодарской, Саратовской, Армавирской, Московской. Но отсутствие типизации товаров, ограниченность срочных сделок и связанных с ними операций приводили и здесь к тому, что биржи оказывали лишь торгово-технические посреднические услуги.
Являясь по преимуществу "универсальными" (что было присуще и дореволюционным товарно-сырьевым биржам), они имели незначительный удельный вес в товарообороте. Это создавало впечатление, что они не справляются с посредническими функциями. Биржи пытались выйти из положения путем организации товарных секций. Но развитых форм биржевой торговли они ещё не усвоили. Тенденции к свертыванию бирж проявились уже в принятом ВЦИК и СНК СССР "Положении о товарных и фондовых биржи и фондовых отделах при товарных биржах" от 2 октября 1925 года. В нем на товарные биржи возлагались, наряду с ранее принятыми, не свойственные им постоянные или временные функции по регулированию торгового оборота. Допущение же ценных бумаг в фондовые отделы регулировалось особыми правилами Наркомфина. Любые специфические приёмы биржевой торговли этим положением исключались.
В начале 1927 года в одном из постановлений прямо указывалось, что их деятельность должна быть сосредоточена лишь на посредничестве в торговле теми товарами, которые в этом нуждаются (в основном продукция сельского хозяйства). Пройдя свой пик в 1924 – 1925 годах, биржевая торговля быстро пошла на спад. Уже к 1927 г. большая часть бирж была упразднена. Изданным в апреле 1928 конкретизирующим это постановление положением ещё более усиливался административный контроль над биржами, превращавших их окончательно в организации, занимающиеся простой оптовой торговли через прилавок. Маклеры стали рассматриваться в качестве своего рода совслужащих, порядок оплаты их труда соответствующими наркоматами. Биржевые сделки, в которых участвовало хотя бы одно частное лицо, контролировались фининспектором, что подрывало право на коммерческую тайну. Ликвидация бирж в начале 1930 г. постановлением Совнаркома завершила эту серию правительственных актов.
Так была ликвидирована
Ликвидация бирж отдала вопросы ценообразования и все с ними связанное во власть волюнтаризма, чиновничье-бюрократического произвола, способствовала утрате обществом объективных экономических критериев, явилась важным шагом по пути к застою и тупику, разрушая естественные стимулы развития общественного труда.
Предпринятые правительством одновременно попытки массового акционирования производства не могли вывести из этого тупика: отсутствовали объективные критерии оценки стоимости фондов акционируемых предприятий. Были перекрыты пути инвестирования в эти предприятия крупных денежных капиталов (помимо собственных их средств и прямых государственных вложений), устранены возможности развития конкурентной борьбы через концентрацию и переливание капиталов – денежных и акционерных – от одного акционерного общества к другому.
После шестидесятилетнего перерыва биржевое движение в России было вновь возрождено. Стихийный процесс создания биржевых структур был начат созданием в мае 1990 г. Московской товарной биржи. Так же, как и в 1921 –1922 гг. процесс образования новых бирж осуществлялся при коренных изменениях в экономике; сходным оказался и лавинообразный рост бирж – 101товарная биржа к 1925 г. и 182 товарные и фондовые биржи на начало 1992 г.
По данным Госкомстата РФ на август 1991 года распределение бирж по территориям выглядело следующим образом: наибольшее распространение биржи получили в крупных городах, а также в областных, краевых и республиканских центрах. Интенсивность процесса образования бирж во многом определялась отношением к биржам руководителей государственных органов власти и управления на местах, их восприимчивостью к реформированию экономики, наличием и состоянием промышленности в регионе, активности предпринимателей.
Создание бирж в 1990 – 1991 гг. на различных территориях проводилось исходя из местных интересов отдельных групп предприятий или предпринимателей, а также в условиях отсутствия биржевого законодательства, что предопределило пестроту в выборе организационно-правовых форм биржи –от частного предприятия до акционерного общества открытого типа.
Бурный количественный рост
Через год последовал закон "О товарных биржах и биржевой деятельности". По мысли его авторов, он должен был способствовать упорядочению и улучшению организации биржевой торговли, её продвижению к классическим формам и методам биржевого торга. Товарные биржи должны были стать организованными рынками, на которых функции биржевого аппарата являются чисто посредническими, а преобладающими сделками должны были бы стать срочные ("фьючерсные"), и опционные, заключаемые с определенными дополнительными условиями. Предполагалось, что закон будет способствовать концентрации бирж путем их объединения, а также исключения из их числа предприятий, использующих небиржевые приемы торговли, т. е. торговых домов, торговых складов и т. п.
Издание закона вызвало бурю протестов со стороны биржевиком. Подготовители закона ссылались на мировой опыт, обобщенный в нем, на необходимость привести биржевое дело в России в соответствие с общепринятой практикой. Инфляционные процессы, в которых биржевики видели главный тормоз для развития их дела, а также тотальный товарный дефицит рассматривались законодателями как временные явления, в преодоление которых должны были внести свой вклад и товарные биржи, содействуя – своими специфическими методами – формированию объективных рыночных цен, восстановлению нарушенных хозяйственных связей. Однако подготовители закона не приняли во внимание (и это отразилось на его содержании) отечественный исторический опыт:
Закон не определял форм взаимодействия товарной биржи и государства, действенных путей защиты биржи от диктата монополистов-производителей, а общества – от возможных биржевых афер.
В мае 1993 г. последовало
Разрабатывается специальная система контроля биржевых операций. Особенно связанных с формированием экспортных цен и заключением экспортных контрактов, а также меры ответственности за уклонение от регистрации сделок или отказ в регистрации.
Таким образом, получает
Oбъeктoм тopгoвли нa тoвapныx биpжax являютcя вeщecтвeнныe или coбcтвeннo тoвapы. Зaкoн PФ «0 тoвapныx биpжax и биpжeвoй тopгoвлe» oпpeдeляeт биpжeвoй тoвap кaк «нe изъятый из oбopoтa тoвap oпpeдeлeннoгo poдa и кaчecтвa, в тoм чиcлe cтaндapтный кoнтpaкт и кoнocaмeнт нa yкaзaнный тoвap, дoпyщeнный в ycтaнoвлeннoм пopядкe биpжeй к биpжeвым тopгaм».
Xapaктepными
чepтaми вeщecтвeннoгo
• мaccoвый xapaктep пpoизвoдcтвa и пoтpeблeния;
• cтaндapтизиpyeмocть;
• xopoшaя coxpaняeмocть;
• тpaнcпopтaбeльнocть;
• нeзaвиcимocть кaчecтвeнныx xapaктepиcтик тoвapa oт кoнкpeтнoгo пoтpeбитeля;
• кoлeблeмocть цeн пoд влияниeм пpиpoдныx, ceзoнныx, пoлитичecкиx и иныx факторов
B
миpoвoй пpaктикe нa тoвapныx биpжax oбpaщaютcя
пpимepнo 70 видoв тoвapoв. Этo – тoвapы,
пpoшeдшиe лишь пepвичнyю
a) ceльcкoxoзяйcтвeнныe и лecныe тoвapы и пpoдyкты иx пepepaбoтки (пopядкa 50 видoв):
• зepнoвыe (пшeницa, кyкypyзa, oвec, ячмeнь, poжь);
• мacлoceмeнa (льнянoe, xлoпкoвoe ceмя, coя, бoбы, coeвoe мacлo, шpoт);
• живыe живoтныe и мяco (кpyпный poгaтый cкoт, cвиньи, мяco oкopoкa);
• тeкcтильныe тoвapы (xлoпoк, джyт, шepcть, нaтypaльный и иcкyccтвeнный шeлк, пpяжa, лeн);
• пищeвкycoвыe тoвapы (caxap, кoфe, кaкao-бoбы, pacтитeльныe мacлa, кapтoфeль, пepeц, яйцa, apaxиc, кoнцeнтpaт aпeльcинoвoгo coкa);
• лecныe тoвapы (пилoмaтepиaлы, фaнepa);
• нaтypaльный кayчyк;