Уровень жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Для оценки уровня жизни населения и для его сопоставления в различных социальных группах наиболее приемлемым является оценка фактического потребления материальных благ и услуг. Более или менее точной оценке подлежит удовлетворение физиологических и некоторых социальных потребностей. При этом значительная часть показателей, характеризующих уровень жизни, не может быть охвачена, поскольку потребности более высокого ранга не могут быть достаточно формализованы и однозначно количественно оценены.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……...3
1. Уровень жизни: основные теоретические положения………….……..…5
1.1. Основные понятия, подходы, концепции………………..……….……..….5
1.2. Система оценочных показателей…………………..………………..…..…..7
1.3. Факторы динамики…………………………….……………..…………..…12
2. Оценка состояния уровня жизни населения России. Показатели доходов в России…….………………………….....16
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………..……...16
2.2. Анализ занятости населения в России………………………….….……....21
2.3. Программы повышения уровня жизни населения……………..……....…26
Заключение…………………………………………..………………..……..….33
Список использованных источников…………….…………………..….…..34

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1111.docx

— 315.76 Кб (Скачать файл)

 

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2012г. составила 40 млн.рублей, или 1,8% общего объема просроченной задолженности по заработной плате (Приложение 2).

Из общего объема задолженности  из-за бюджетного недофинансирования 62,5% приходилось на федеральный бюджет, 8,5% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 29,0% - на местные бюджеты.

При определении задолженности  из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета [5].

Из общей суммы просроченной задолженности 423 млн.рублей (18,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2011г., 506 млн.рублей (22,7%) - в 2010г. и ранее.

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 27 млн.рублей (66,0%) составляла задолженность за выполнение государственных  заказов и оказание услуг бюджетным  организациям.

На 1 октября 2012г. просроченная задолженность  по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 64 субъектах  Российской Федерации, образовалась - в 8 субъектах Российской Федерации.

Задолженность по заработной плате  из-за отсутствия собственных средств организаций за сентябрь 2012г. увеличилась на 63 млн.рублей и на 1 октября 2012г. составила 2194 млн.рублей (Приложение 2).

Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2012г., по оценке, составила 26489 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 13,6%, в январе-сентябре 2012г. - на 14,4%.

 

Таблица 2.3.

Динамика среднемесячной номинальной  и реальной  
начисленной заработной платы

 

 

 

 

Среднемесячная 
номинальная  
начисленная  
заработная  
плата, 
рублей

В % к

Реальная начисленная  
заработная плата в % к

соответствующему периоду предыдущего 
года

предыдущему  
периоду

соответствующему периоду предыдущего 
года

предыдущему периоду

2011г.

Январь

20669

111,0

74,5

101,3

72,8

Февраль

20680

110,2

99,9

100,7

99,1

Март

22673

112,1

109,6

102,4

108,9

I квартал

21354

111,2

91,3

101,6

87,7

Апрель

22519

112,2

99,3

102,4

98,9

Май

22779

113,4

101,0

103,5

100,5

Июнь

24137

112,0

105,9

102,4

105,7

II квартал

23154

112,5

108,2

102,7

106,6

I полугодие

22277

111,8

 

102,1

 

Июль

23598

111,6

97,8

102,4

97,8

Август

23051

112,4

97,9

103,9

98,1

Сентябрь

23468

112,9

101,8

105,3

101,8

III квартал

23352

112,2

100,9

103,8

100,8

Январь-сентябрь

22622

111,9

 

102,6

 

Октябрь

23602

113,8

100,6

106,2

100,1

Ноябрь

24296

114,3

102,9

107,0

102,5

Декабрь

32809

118,2

135,0

111,4

134,4

IV квартал

26905

115,7

115,2

108,5

114,3

Год

23369

111,5

 

102,8

 

2012г.

Январь

23746

115,1

72,6

110,5

72,2

Февраль

24036

116,3

101,2

112,1

100,8

Март

25487

113,0

106,3

109,0

105,7

I квартал

24407

114,6

90,7

110,3

89,5

Апрель

25800

115,1

101,2

111,1

100,9

Май

26385

116,5

102,4

112,4

101,9

Июнь

27494

114,9

104,2

110,2

103,3

II квартал

26547

115,5

108,8

111,3

107,2

I полугодие

25476

115,0

 

110,7

 

Июль

26684

114,1

97,2

108,1

96,0

Август

25718

112,3

96,4

106,0

96,3

Сентябрь

26489

113,6

103,0

106,6

102,4

III квартал

26273

113,3

99,0

106,9

96,8

Январь-сентябрь

25742

114,4

 

109,4

 
 
 

2.2. Анализ занятости  населения в России

 

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения  72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) .

 

Рис.2.2. Динамика численности экономически активного  населения

 

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).

Рис. 2.3. Уровень  безработицы по методологии МОТ

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.

Таблица 2.5.

Экономическая активность населения

 

 

2012г.

Август 2012г. (+,-) к


квартал

II  
квартал

июль

август

августу 2011г.

июлю 2012г.

Тыс.человек

           

Экономически активное 
население в возрасте  
15-72 лет (рабочая сила)

74765

75926

76402

76448

-237

46

занятые

69895

71723

72277

72493

480

216

безработные

4870

4203

4124

3955

-717

-169

 

В процентах

           

Уровень экономической  
активности (экономически  
активное население к  
численности населения в  
возрасте 15-72 лет)

67,4

68,5

68,9

69,0

-0,2

0,1

Уровень занятости  
(занятые к численности на- 
селения в возрасте 15-72 лет)

63,0

64,7

65,2

65,4

0,4

0,2

Уровень безработицы  
(безработные к численности  
экономически активного  
населения)

6,5

5,5

5,4

5,2

-0,9

-0,2


 

По сравнению  с июлем 2012г. численность занятого населения в августе увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 169 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.

Общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1068 тыс.человек, что на 1,7% меньше по сравнению с июлем 2012 года [19].

Как показывают материалы обследований населения  по проблемам занятости в августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных.

Рис.2.4. Способы  поиска работы безработными

 

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5% .

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2012г. это превышение составило 1,8 раза.

Таблица 2.6.

Уровень безработицы  по полу и виду поселения

в процентах

 

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012г.

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0

Март

6,5

7,1

5,9

5,2

10,5

Апрель

5,8

6,1

5,5

4,9

8,6

Май

5,4

5,8

4,9

4,5

8,1

Июнь

5,4

5,7

5,2

4,3

8,7

Июль

5,4

5,8

5,0

4,4

8,4

Август

5,2

5,3

5,0

4,3

7,6


 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.

 

Рис.2.5. Уровень  безработицы по возрастным группам  и виду поселения (в августе 2012 года)

 

В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 лет уровень  безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского  населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы  составила 30,3%, среди городских - 27,1%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.

В августе 2012г. среди  безработных доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - 19,4% и 22,6%) [19].

 

2.3. Программы повышения уровня жизни населения

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Цели и задачи программы:

1. Улучшение демографической ситуации  и положения семей с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

2. Повышение благосостояния населения,  снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение эффективности системы  социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости  населения, обеспечение защиты  прав граждан в области труда. 

Главными направлениями работы в социальной сфере будут:

  • решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
  • реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
  • поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению  заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Цель – улучшение демографической  ситуации и положения семей  с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Данная цель направлена на постепенную  стабилизацию численности населения  страны на основе создания условий, благоприятных  для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения  на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

Содействие созданию благоприятных  условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.

Информация о работе Уровень жизни в России