Финансовый рынок и особенности его развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие финансового рынка
1.1Структура финансового рынка
1.2 Функции и участники финансового рынка
1.3 Государство и финансовый рынок ……………………………………………15
Глава 2 Развитие финансового рынка России……………………………………17
2.1 Проблемы финансового рынка России……………………………………… 2Достоинства и недостатки финансового рынка РФ…………………………..23
2.3 Государственное регулирование финансовых рынков в РФ25
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

законченная работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

Основной вклад в динамику совокупного  объема рыночных ресурсов в рассматриваемый  период внес, как и прежде, рынок  акций. Капитализация рынка акций  на конец первого полугодия 2009 г. По оценке достигла 42%ВВП , задолжность нефинансового сектора по банковским кредитам составила 41%ВВП. Объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг- 20% ВВП.

Восстановление началось после того, как в конце января- середине февраля 2009 года валютный, денежный и фондовые рынки нащупали «дно» своего падения. Были зафиксированы минимальные значения курса рубля к бивалютной корзине, доллару и евро, максимальные за последние годы денежного рынка, минимальные котировки корпоративных ценных бумаг и объемы операций на первичном и вторичном сегментах фондового рынка.

В то же время сохранялся уровень  кредитных и депозитных ставок банков по основным операциям с нефинансовыми  организациями и населением на фоне невысокой активности в сегменте кредитования нефинансовых заемщиков ( см график 2)

                                                                                                                График №2 [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Проблемы финансового рынка России

Основной проблемой  современного российского финансового  рынка является его неспособность обеспечить потребности экономики в инвестициях финансовыми ресурсами. Финансовый рынок недостаточно эффективно опосредует потоки, направляемые на экономическое развитие, не выполняет функции трансформации сбережений в инвестиции и перелива капитала.

Об этом, в частности, свидетельствует сохраняющийся существенный разрыв между валовым сбережением и накоплением (см. график 3).

График №3[14]                                                                                           

 

         Неспособность финансового рынка  обеспечить потребности экономики  в инвестициях означают его  недостаточную эффективность в  макроэкономическом плане, т.  к. именно в этом заключается  основная макроэкономическая функция  финансового рынка.

 

        Низкая эффективность российского финансового рынка проявляется в неполном соответствии его качественных характеристик признакам эффективного рынка. Эффективный финансовый рынок должен быть достаточно емким (в широком смысле), обеспечивать справедливое ценообразование, обеспечивать свободный доступ инвесторам и предоставление им инструментов с различным уровнем риска, обеспечивать защиту интересов инвесторов.

Емкость рынка - необходимая  предпосылка формирования достаточного уровня ликвидности рынка и достаточного уровня конкуренции между участниками рынка, обслуживающими инвесторов. Емкость рынка, понимаемая в широком смысле, означает разнообразие механизмов финансирования и инвестирования и разнообразие услуг, предоставляемых участниками рынка, т.е. многообразие продаваемых рисков. В обобщающем смысле емкость представляет собой способность рынка поглощать значительные объемы капитала и поставлять значительные объемы инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики.

Свобода доступа на рынок  предполагает низкие барьеры входа для инвесторов (вкладчиков). Свобода выбора риска предусматривает наличие на рынке достаточного количества инструментов с разными уровнями риска, среди которых любой инвестор (вкладчик) может найти инструмент, соответствующий его представлению о приемлемом риске.

Справедливость ценообразования  предполагает возможность максимально  адекватной стоимостной оценки всех финансовых активов, полный учет рисков инструментов и перспектив реципиентов  инвестиций, предлагающих эти инструменты  инвесторам. Справедливость ценообразования означает невозможность применения на рынке манипулирования, использования инсайдерской информации, всех других нерыночных методов ведения конкуренции.

 

Российский финансовый рынок не является в полной мере эффективным. Низкая эффективность российского финансового рынка в значительной мере обусловлена неэффективностью отдельных секторов финансового рынка, что связано, прежде всего, с уровнем государственного регулирования в этих секторах финансового рынка.

Следствием низкой эффективности российского финансового рынка является проблема финансовой стабильности, обусловленная тремя существенными диспропорциями этого рынка, а именно:

1) Разрыв между объемом ресурсов привлеченных российскими финансовыми институтами  и объемом финансовых активов экономики.

2) Противоречие между краткосрочным характером ресурсов предоставляемых финансовым сектором и долгосрочным характером потребностей для финансирования экономического роста.

3) Неравномерность в развитии отдельных секторов финансового рынка.

Кроме того, существующий финансовый рынок не предоставляет достаточных  возможностей для осуществления  межотраслевого перелива капитала. Тем  самым сохраняются отраслевые диспропорции российской экономики, и, соответственно, межотраслевые диспропорции в объемах накопленных финансовых ресурсов. [19, стр 72]

 

 

 

 

 

 

 

2.2Достоинства и недостатки финансового рынка РФ

       Исходя  из определений и функций финансового  рынка, можно выделить достоинства  и недостатки финансового рынка  России.

Достоинства:

  • Финансовые рынки, в том числе и российский, позволяют экономическим агентам с одной стороны получать повышенную доходность, а с другой быстро получить необходимый капитал.
  • Финансовые рынки распределяют свободные ресурсы между потребителями ресурсов эффективно, определяя наиболее эффективные направления их использования.
  • Финансовые рынки осуществляют квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов( посредством профессиональных участников рынка).
  • Финансовые рынки разнообразны по видам и срокам инструментов, поэтому они способны охватить все слои экономических агентов.
  • Финансовые рынки ускоряют оборот средств, что способствует активизации экономических процессов, т.е. развитию экономики в целом.
  • Российский финансовый рынок развивается высокими тампами и имеет высокий потенциал, что открывает большой простор для инвестирования.

Недостатки:

  • несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают интситуты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций.
  • Недостаточное развитие российской инфраструктуры финансового рынка.

 

 

          Для инвесторов-нерезидентов российский  рынок акций в основном остается  оффшорным рынком, использующим  нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки

  • Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована.
  • С конца 2003 года существует такая тенденция, что большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Государственное регулирование финансовых рынков в Российской Федерации

          Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов  – один из важнейших элементов  развития и формирования финансовых  рынков капиталистических стран.  Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
  • налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
  • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

          В развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

         Учетная политика центрального  банка состоит в учете и  переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих  банков, которые в свою очередь,  получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

          Следующей формой регулирования  центрального банка является  определение нормы обязательных  резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования  заключается в том, что коммерческие  банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

       Еще  одной формой регулирования центральным  банком кредитной системы являются  операции на открытом рынке  с государственными облигациями  путем из купли-продажи кредитно-финансовым  институтам.

        Продавая государственные облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты.         При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя, таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

       Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами.

 

 Увеличение налогов  может способствовать уменьшению  кредитно-ссудных операций и повышению  процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы  этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

  • приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;
  • организация новых учреждений как дополнение к частным;
  • долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

          Большое влияние на регулирование  финансовых рынков оказывают  законодательные меры, осуществляемые  центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

         Система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов, послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.

Информация о работе Финансовый рынок и особенности его развития в России