Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;

 исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;

 выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;

 проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;

 выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)
 
 

4.4  Налоговая политика

     Фискальная  политика в предстоящем среднесрочном  периоде будет направлена на обеспечение  стабильности национальной экономики.

     Для достижения целей сбалансированного  и качественного роста экономики  в области фискальной политики предусматривается:

  • эффективное использование фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование налоговой нагрузки, использование средств Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации;
  • дальнейшее совершенствование налогового и бюджетного законодательства;
  • установление четких приоритетов бюджетных расходов по основным социально-экономическим направлениям;
  • развитие стратегического планирования в государственных органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период.

     Во  исполнение поручения Главы государства, данного в рамках ежегодного послания народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» (далее - Послание) принят новый Налоговый кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

     Новый Налоговый Кодекс предусматривает:

  • реализацию принципа закона прямого действия;
  • снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;
  • создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;
  • улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.

     Основными наиболее важными и концептуальными  моментами Налогового кодекса являются следующие нормы:

     - поэтапное снижение ставки корпоративного  подоходного налога, а именно  до 20 % в 2009 году, до 17, 5 % в 2010 году  и до 15 % в 2011 году;

     - инвестиционные налоговые преференции  будут предоставляться только  по корпоративному подоходному  налогу. Льгота будет действовать  в форме ускоренного вычета  инвестиций в течение периода  до трех лет.

     - ставка налога на добавленную  стоимость с 2009 года будет равна 12 %. С 2009 года будет введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.

     В условиях сегодняшней ситуации по стабилизации экономики из-за мирового финансового  кризиса в Налоговом кодексе  также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора.

     В частности, на период 2009 – 2011 годов  увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной  капитализации), для финансовых организаций  
с 7 до 9, для иных юридических лиц – с 4 до 6 .

     Главой  государства в Послании народу Казахстана поставлена задача по приведению налогового администрирования в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана. Наряду с другими направлениями  налоговой реформы четко определено, что новый Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, при этом сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи, с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры. 

     Заключение

     Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Фискальная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Фискальная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

     Проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и недискреционная.

     Под дискреционной политикой понимают сознательное  манипулирование правительством  государственными  расходами  и  налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Проведение  дискреционной фискальной политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВНП правительство должно учитывать: 1) действие 3х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета; 2)  действие кривой Лаффера.

     Недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Современная недискреционная фискальная система включает в себя ряд важных элементов автоматической стабилизации. Под "встроенным" (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают следующие:

  1. Автоматическое изменение налоговых поступлений.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты.
  3. Программы помощи сельскому хозяйству.
  4. Сбережения корпораций и личные сбережения. 

   В процессе осуществления соответствующей  фискальной политики возникает ряд проблем. Проблемы фискальной политики: 1) Временной лаг распознавания. 2) Административная задержка. 3) Функциональное запаздывание. 4) Политические проблемы. 5) Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. 6) Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. 7) Эффект чистого экспорта.

     Экономика Республики Казахстан подвержена опасностям, вызываемым тремя видами ценовых изменений, которые невозможно контролировать средствами внутренней политики: 1)колебания мировых товарных цен; 2) колебания валютных курсов; 3) колебания процентных ставок на мировых денежных рынках.

Это обусловлено  тем, что:

  • значительный объем в структуре производства страны занимают сырьевые товары, поставляемые на внешний рынок, прежде всего нефть;
  • внешний долг Казахстана выражен в различных валютах;
  • существенную часть долга составляют обязательства, заключенные на условиях плавающей процентной ставки.
  • риски мировых товарных цен (на примере цен на нефть).

     Валютные  риски. Валютная структура внешнего заимствования Республики Казахстан в настоящее время включает валюты разных стран. Как следствие, размер платежей по обслуживанию долга в долларовом выражении очень чувствителен к изменению кросс-курсов.

     Процентные  риски. Значительная часть кредитов международных финансовых организаций и экспортных кредитов предоставлены Республике Казахстан на условиях плавающей процентной ставки (LIBOR, ставки международных финансовых организаций). Подверженность риску, связанному с изменением процентных ставок, велика с точки зрения абсолютных показателей; изменение базовой процентной ставки на один пункт означает изменение платежей по обслуживанию долга, включая краткосрочные. Поэтому, если зависимость от внешнего финансирования на рыночных условиях возрастает, то состояние внешней задолженности может оказаться под большим риском, связанным с изменением процентных ставок.

     К внутренним факторам можно отнести  имеющиеся в настоящее время  риски, препятствующие устойчивому  экономическому росту и достижению важных стратегических целей. Эти риски  заключаются в следующем:

  • преобладание в экономике физически изношенного и морально устаревшего оборудования;
  • низкая конкурентоспособность основной массы продукции, особенно средств производства;
  • отсутствие достаточной конкуренции на внутреннем рынке товаров.

     На  предупреждение возможных негативных последствий фискальных рисков направлена государственная политика накопления средств в Национальном фонде и их размещения за пределами страны, управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, Стратегия индустриально-инновационного развития.

     Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2009-2013 годы устанавливает фискальную стратегию Правительства Республики Казахстан, позволяет определить объем имеющихся государственных ресурсов и основные фискальные приоритеты на ближайшие три года. В будущем роль среднесрочной фискальной политики можно будет оценить по тому, насколько были выполнены цели, которые преследовались при разработке этого документа.

      Список  основной рекомендуемой  литературы

 

  1. Авдашева С.К. Базовые экономические понятия и вопросы экономики. Москва, 2005.
  2. В.З. Баликаев, В.А. Ковалев, В.А. Семенихина. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2007.
  3. Базелер   У.,   Сабов   3./   Основы      экономической   теории.   -   СПб: Издательство «Питер», 2006 - стр.300
  4. Белоусов В.М., Ершова Т.В. Экономическая теория: Учебное пособие. Москва, изд-во «Феникс», 2005.
  5. Борисов Е.Ф., Волков    Ф.М. //Основы экономической теории. -   М.: Высшая школа, 2005 -стр.224
  6. Борохов В.Б. Основы экономической теории. Москва, 2006.
  7. Зубко Н.М. /Экономическая   теория// - Мн.: «НТИ АПИ», М.,2006. – стр. З-12
  8. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Москва, Дело, 2007.
  9. Курс экономической теории.   Учебное пособие/ А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2007. - стр.736
  10. Л.Л. Любимов, Н.А.    Раннева. /Основы экономических знаний. //М., 2006-стр. 450
  11. Макконелл К.Р., Стенли Л. Брю. Экономикс. Учебник. Пер с англ. 14-е изд. М., 2005.
  12. Макроэкономика // Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.. - М., 2007. - стр. 156
  13. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика, Москва. СиминтЭк, 2002.
  14. Налоги и налогообложение // Учебник для вузов. - М.: Инфра - М., 2005.
  15. Налоговые системы зарубежных стран// Учебник под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Закон и право, 2006 -стр.346
  16. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 2006.-стр.510
  17. Общая экономическая теория \ Под ред. У.К. Шеденова. Учебник. Актобе. 2004.
  18. Прыкин Б.В. //Новейшая теоретическая    экономика. Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - стр.446
  19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. Балашовой Е.Е. и др. 13-е изд. М., 2005.
  20. Экономика // Учебник. 3-е издание. Под редакцией проф. Булатова. -М.,  2007.-стр.230
  21. Экономическая теория: Учебник. – Изд. Испр. И доп. \ Под общей редакцией акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2005.
  22. Экономическая       теория / Под   ред.    А.И.    Добрынина,    3-е   изд. Издательский дом «Питер», 2000. -стр. 544
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1.

Рельный национальный продукт и доход  ЧНП=DI, (млрд.дол) Потребление, С (млрд.дол) Сбережения, S (млрд.дол) Инвестиции, In (млрд.дол) Чистый  экспорт, Xn (млрд.дол) Государственные закупки, (млрд.дол) Совокупные  расходы, (млрд.дол)
экспорт, X импорт, М
1 370 375 -5 20 10 10 20 415
2 390 390 0 20 10 10 20 430
3 410 405 5 20 10 10 20 445
4 430 420 10 20 10 10 20 460
5 450 435 15 20 10 10 20 475
6 470 450 20 20 10 10 20 490
7 490 465 25 20 10 10 20 505
8 510 480 30 20 10 10 20 520
9 530 495 35 20 10 10 20 535
10 550 510 40 20 10 10 20 550

Информация о работе Фискальная политика