Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический материал и рассмотреть фискальную политику и налоговые реформы современной России в полной мере. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность фискальной политики, обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества, изучить налоговую систему России и обозначить ее главные реформы. Объектом исследования курсовой работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, предметом исследования - анализ бюджетно-налоговой политики в России. Практическая значимость состоит в том, что, изучив теоретические аспекты по теме курсовой работы, их можно применить на практических занятиях в процессе обучения.
Введение 3
1 Фискальная политика 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 8
1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой 11
2 Налоговые реформы в современной России 16
2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания 16
2.2 Налоговая система России 18
2.3 Налоговые реформы 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список используемых источников 29
Приложение А 30
Содержание
Введение 3
1 Фискальная политика 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 8
1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой 11
2 Налоговые реформы в современной России 16
2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания 16
2.2 Налоговая система России 18
2.3 Налоговые реформы 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список используемых источников 29
Приложение А 30
Фискальная политика – это область
экономики, которая связанна с взаимодействием
государственных органов и всех
остальных субъектов
Фискальную политику проводит государство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность). Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью этих инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их выполнения мерами.
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — главный источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот уменьшает совокупное предложение, а их увеличение ведет к росту совокупного предложения.
Вопросы фискальной политики очень актуальны на сегодняшний день, так как фискальная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях продолжающегося экономического кризиса в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.
Исходя из этого, цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический материал и рассмотреть фискальную политику и налоговые реформы современной России в полной мере. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность фискальной политики, обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества, изучить налоговую систему России и обозначить ее главные реформы. Объектом исследования курсовой работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, предметом исследования - анализ бюджетно-налоговой политики в России. Практическая значимость состоит в том, что, изучив теоретические аспекты по теме курсовой работы, их можно применить на практических занятиях в процессе обучения.
Теоретической основой данной работы является обширный ряд научных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсовой работы.
.
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры, предпринимаемые правительством по изменению государственных расходов, налогообложения, трансфертов, льгот с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения резких колебаний цен. Фискальная политика может как благотворно, так и болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики1. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
Посредством фискальной политики государство регулирует систему мер в области правительственных закупок товаров и услуг, а также налогообложения. Слово «фискальный» с латинского означает казенный. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. По сути дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости.
При формировании общих принципов государственного регулирования, выделили два компонента фискальной политики – это правительственные расходы на закупку товаров и услуг, с помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства. К правительственным расходам относятся все бюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры, осуществление экологической и энергетической программ и другие общественные нужды и потребности. Сюда относятся и расходы на оборону, внешнеторговые закупки, приобретение необходимой для населения сельскохозяйственной продукции и др. Такого рода расходы и закупки можно назвать государственно-общественными, потому что потребителем товаров и услуг является общество в целом в лице государства. И государственные расходы, направляемые на регулирование устойчивого функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют увеличению либо сокращению объема внутреннего производства (ЧВП) в периоды его спада или подъема. Государственные расходы не только прямо, но и через мультипликационный эффект влияют на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение.
Государство влияет на объем внутреннего производства через свою налоговую политику. Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
На первый взгляд, кажется, что высокие налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких налогах работать оказывается невыгодным, в чем мы все могли убедиться на примере нашей экономической реформы. Однако низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет и такие его важнейшие статьи, как расходы на содержание бюджетных организаций и на социально-культурные мероприятия.
Государственные расходы на закупку товаров и услуг обычно составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступали в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структурой. Так, в США и Англии пятая часть ВВП приобретается государством, и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ от государства, поскольку это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей.2
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
Вместе с тем в нашей стране сложился огромный дефицит государственного бюджета, что приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства и поэтому требует особенно тщательного планирования расходов, добиваясь макс. эффективности. Значительную роль в пополнении бюджета может сыграть не столько разумная налоговая политика, сколько меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается, прежде всего, кооперативов, арендных и совместных предприятий и особенно коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы по налогообложению. Все это свидетельствует о весьма низком уровне организации нашей фискальной политики, как по государственным расходам, так и по налогообложению.
Целями фискальной политики являются
сглаживание колебаний
Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Инструменты фискальной политики используются государством для воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, чтобы стабилизировать экономическую конъюнктуру, проводить антициклическое регулирование в период значительных колебаний объема национального производства. Государство имеет огромные возможности влияния на объем и структуру совокупного спроса.
Государственный бюджет – смета
доходов и расходов государства
на определенный период, чаще всего
на год, составленная с указанием
источников поступления государственных
доходов и направлений
Существуют следующие способы финансирования госбюджета: кредитно - денежная эмиссия (монетизация), выпуск займов, увеличение налоговых увеличений в госбюджет. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера - Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается: снижением степени встроенной стабильности экономики, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным. В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.
Государственный долг - общий размер
задолженности правительства
Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России