Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический материал и рассмотреть фискальную политику и налоговые реформы современной России в полной мере. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность фискальной политики, обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества, изучить налоговую систему России и обозначить ее главные реформы. Объектом исследования курсовой работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, предметом исследования - анализ бюджетно-налоговой политики в России. Практическая значимость состоит в том, что, изучив теоретические аспекты по теме курсовой работы, их можно применить на практических занятиях в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
1 Фискальная политика 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 8
1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой 11
2 Налоговые реформы в современной России 16
2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания 16
2.2 Налоговая система России 18
2.3 Налоговые реформы 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список используемых источников 29
Приложение А 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по экономичесокй теории.docx

— 95.34 Кб (Скачать файл)

Раньше в нашей стране все  налоговые поступления шли в  центр. И только потом они вновь  распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство  порой оставалось без средств. В  связи с этим разрешили выделить и закрепить за администрацией каждого  уровня определенных налогов для  того, чтобы средства поступали в  соответствующую казну.

В соответствии с этим к федеральным  налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами;

- таможенные пошлины;

- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

         - подоходный налог с физических лиц;

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

К республиканским налогам (налогам  краев, областей, автономных образований) отнесены:

- налог на имущество предприятий;

- республиканские платежи за пользование природными ресурсами;

- лесной доход.

К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- сбор за право торговли;

- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели.

Важно отметить, что предельная величина этих налогов ограничена законодательно.

Налоговая система России практически  создается заново, поэтому она  еще не совершенна и нуждается  в улучшение. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также  других налогов  меняются, и будут  меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги –  гибкий инструмент воздействия на находящуюся  в постоянном движении экономику. В связи с вышеизложенным, предлагаю рассмотреть налоговые реформы.

2.3 Налоговые реформы

 

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения была введена  «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Это приемлемая ставка налога в сравнении с другими странами (см. приложение А). Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей.  Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 году она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, были снижены ставки налогов для предпринимателей, которые применяют упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в  налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления  налоговой политики) разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации. Помимо решения  задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока  уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и  отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать  ситуацию в мировой, российской экономике, и исходя из имеющихся возможностей, изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать  темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики. В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой  политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в  области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки  для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы  для экономического роста с помощью  мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики  или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной  поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для  бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному  отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан – основной «антикризисный налоговый пакет» был  принят в конце 2008 года. В ближайшие  годы антикризисные меры будут реализовываться  путем осуществления бюджетной  политики. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде: Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы, одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций;

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость;

3. Индексация ставок акцизов;

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц;

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц;

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых;

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов;

8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений  была принята в качестве антикризисных  мер налогового стимулирования, отчет  о которых, в том числе их бюджетная  оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год.

Практика реформирования системы  налогов и сборов последних лет  показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое  законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой системы России. Проблему можно решить лишь принятием  единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет, достигнут  баланс интересов государства и  налогоплательщиков.

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований и их скорости. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

Заключение

 

Таким образом, мною была рассмотрена сущность фискальной политики, обозначены принципы, механизмы и инструменты, а также особенности налоговой политики и ее реформы в современной России. Рассмотрена необходимость совершенствования и оптимизации инструментов государственного регулирования экономики. В условиях, когда государственные финансы находятся в кризисном состоянии, а равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет расходной части. Выделение финансовых ресурсов под национальные общегосударственные программы должно определяться принципом рациональности.

Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться в  направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения  приоритетных задач развития российской экономики. Главный упор следует  делать на косвенные, а не прямые налоги. При этом важным может оказаться  мировой опыт в области фискальной политики, который необходимо тщательно  изучить и применить с учетом современных реалий России.

В этой области сделано уже немало. Последние годы были периодом активного законотворчества и преобразования старой налоговой системы. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.

В результате, в рамках осуществления  налоговой реформы были частично или полностью решены следующие  проблемы:

        1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

         - выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков (прежде  всего за счет отмены имеющихся  необоснованных льгот и освобождений);

        - отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

        - исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

    - улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

    - более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

    - снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

    - снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы  за счет:

- установления закрытого перечня  налогов и сборов;

- сокращения числа налогов и  сборов;

- максимальной унификации налоговых  баз и правил их исчисления  по отдельным налогам, а также  порядка их уплаты.

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России