МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Инженерно - экономический факультет
.
Кафедра Экономики
.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономическая
теория .
на тему: Фискальная
политика российского государства в современных
условиях
Выполнил(а) студент(ка) группы БЭФ 13-21
очной формы обучения
Вараксиной А. С.
(Ф.И.О.)
Руководитель:
к.э.н., доцент Иванченко Л.А.
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Дата сдачи: « » 2014г.
Дата защиты: «____»_________2014г.
Оценка:_________________
__________________________________
(подпись руководителя)
Красноярск 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы
фискальной политики экономики.......................................5
1.1 Сущность и задачи фискальной
политики экономики……………………………..…...5
Введение
В условиях рыночной экономики
государство стремится определенным образом
воздействовать на экономическую сферу.
Вмешательство государства в экономику
не только желательно, но и необходимо.
Это обусловлено тем, что российская экономика
претерпевает множество изменений, как
положительных, так и негативных. Периодические
экономические кризисы, вступление страны
в ВТО, появление новых видов экономки
и несовершенство законодательства требуют
от государства определенных инструментов.
В числе наиболее значимых и действенных
видов регулирования экономики государством
и является – фискальное регулирование
экономики.
Актуальность темы обусловлена
тем, что фискальная политика является
одной из распространенных политик, применяемая
государством в отношении экономической
сферы, в том числе и налогообложение определенным
образом воздействуют на экономику России
и субъекты экономической деятельности.
Фискальное регулирование экономики
осуществляется при помощи фискальной
политики, в которой наиболее распространенными
инструментами являются:
- налоги;
- государственные закупки:
- трансферты.
Целью данной работы является
изучение фискальной политики российского
государства в современных условиях.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи,
а именно:
- рассмотреть понятие и сущность
фискальной политики государства;
- проанализировать основные
направления и инструменты фискального
регулирования экономики; фискальное
регулирование экономики в России.
Объектом данной работы является
- фискальная политика России.
Предметом работы является
– направления и инструменты фискальной
политики государства.
Глава 1. Теоретические
основы фискального регулирования
1.1 Понятие и сущность
фискальной политики государства
Под фискальной (налоговой)
политикой государства понимается
постоянное вмешательство государства
в экономические процессы и явления
с целью регулирования их протекания.
Это совокупность мероприятий в сфере
налогообложения, направленных на
формирование доходной части государственного
бюджета, повышение эффективности
функционирования всей национальной
экономики, обеспечение экономического
роста, занятости населения и стабильности
денежного обращения.
Фискальное (бюджетно-налоговое)
регулирование — это система регулирования экономики
посредством изменений государственных
расходов и налогов. Налоги и государственные
расходы являются основными инструментами
фискальной политики. Фискальное регулирование
может влиять как благотворно, так и достаточно
болезненно на стабильность национальной
экономики.
Фискальная политика - совокупность
финансовых мероприятий государства
по регулированию правительственных
расходов и доходов для достижения определенных
социально-экономических целей. Потребность
в разработке и систематическом проведении
фискальной политики усилилась особенно
во второй половине XX в., когда финансы
государства стали играть значительную
роль в обеспечении стабильного экономического
роста.
Среди многочисленных задач
фискального регулирования, образующих
так называемое дерево целей, основными
являются:
- устойчивый рост национального
дохода,
- умеренные темпы инфляции,
- полная занятость,
- сглаживание циклических колебаний
экономики.[5, с.78]
Инструментарий фискального
регулирования включает: манипуляцию
различными видами налогов и налоговых
ставок, кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным инструментом и
показателем эффективности фискального
регулирования является государственный
бюджет, объединяющий налоги и расходы
в единый механизм.
Различные инструменты по-разному
воздействуют на экономику. Государственные
закупки, образуют один из компонентов
совокупных расходов, а, следовательно,
и спроса. Как и частные расходы, государственные
закупки увеличивают уровень совокупных
расходов. Помимо государственных закупок
имеется еще один вид госрасходов. А именно
- трансфертные платежи. Они не включаются
в ВНП, однако, они входят и учитываются
в личном доходе и располагаемом доходе.
Объем частного потребления скорее зависит
не от национального, а от располагаемого
дохода. Трансфертные платежи косвенно
влияют на потребительский спрос, увеличивая
располагаемый доход домохозяйств. Инструментом
отрицательного воздействия на совокупные
расходы являются налоги. Любые налоги
означают уменьшение размеров располагаемого
дохода. Уменьшение располагаемого дохода
в свою очередь ведет к сокращению не только
потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ
финансового регулирования экономики
осуществляется с помощью мощных рычагов
- налогообложения и государственных
расходов. В связи с этим проводятся
два вида фискальной политики: дискреционная
и встроенных стабилизаторов.
Схема 1. Основные виды фискальной
политики государства в отношении экономики
При дискреционной политике
государство сознательно регулирует
налогообложение и бюджетные расходы
для улучшения экономического положения
страны. Это регулирование различно
на разных фазах экономического цикла.
Так, во время кризиса (спада производства)
государство увеличивает свои расходы,
снижает налоги, что способствует расширению
покупательского спроса. При подъеме
производства, сопровождающемся инфляцией,
государство сдерживает деловую активность
(уменьшает свои расходы, увеличивает
налоги).[11, с.89]
Фискальное регулирование,
основанное на встроенных (автоматических)
стабилизаторах (регуляторах), использует
такой механизм, который без участия
государства устраняет неблагоприятное
положение на разных фазах экономического
цикла (в него входят налоговые поступления
и социальные выплаты). Так, на фазе
подъема экономики, когда растут
доходы предприятий и работников благодаря
прогрессивному налогообложению,
еще быстрее увеличиваются суммы налогов.
Одновременно уменьшается безработица
и улучшается положение малообеспеченных
семей, вследствие чего уменьшаются
выплаты пособий по безработице и ряд
социальных выплат. В итоге уменьшается
общая величина совокупного спроса,
чем сдерживается неумеренный экономический
рост. На фазе кризиса суммы налоговых
поступлений автоматически уменьшаются
(суммы налоговых изъятий из доходов
сокращаются), а социальные выплаты
(в т.ч. пособия по безработице) возрастают.
В результате возрастает покупательная
способность населения, что способствует
выходу из кризиса.
Автоматическая (недискреционная)
фискальная политика – это автоматическое
изменение величины государственных расходов,
налогов и сальдо государственного бюджета
в результате циклических колебаний совокупного
дохода. Недискреционная фискальная политика
предполагает автоматическое увеличение
(или уменьшение) чистых налоговых поступлений
в государственный бюджет в периоды роста
(или уменьшения) ВНП, которое оказывает
стабилизирующее воздействие на экономику.
Эти изменения происходят под действием
встроенных стабилизаторов.
Встроенный (автоматический)
стабилизатор
– это экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска,
не прибегая к частым изменениям
экономической политики правительства.
Встроенные стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных
лагов дискреционной фискальной политики,
так как эти механизмы включаются
без непосредственного вмешательства
правительства.
Такими автоматическими стабилизаторами
являются:
Осуществление
экономических реформ в РФ предполагает
всестороннее развитие народнохозяйственного
комплекса страны, охватывает две взаимосвязанные
системы - сферу материального производства
и индустрию услуг. Объективной закономерностью
эволюции мировой цивилизации приоритет
социальных аспектов, поэтому современная
наука, ставя в основу существования человека,
социальных групп и общества в целом, выдвигает
их как целевые ориентиры социально-экономического
развития, определяют весь комплекс преобразований,
взаимосвязи экономических, социальных
и экологических аспектов. Уровень развития
непроизводственной сферы является одним
из важнейших показателей состояния социально-экономического
комплекса страны. Современные тенденции
развития мирового хозяйства свидетельствуют
о росте доли индустрии услуг в валовом
внутреннем продукте стран Европы и Америки.
Современное общество все больше превращается
в общество услуг. Проблема заключается
в том, что быстрые темпы автоматизации,
роботизации процессов и операций в промышленности
приводят к высвобождению рабочих рук,
которые следует ориентировать на применение
в индустрии услуг. Несмотря на важность
отрасли услуг в народнохозяйственном
комплексе страны, теоретическое обоснование
концепции услуг не получило должного
распространения. Одной из наиболее значимых
причин отставания в развитии индустрии
и сферы услуг в целом является недостаточная
разработка и реализация приемлемых механизмов
управления ими на государственном и региональном
уровнях. Построение механизма управления
развитием сферы услуг на государственном
и региональном уровнях, что позволяет
обоснованно определять производство
востребованных видов и необходимых объемов
услуг и степень удовлетворения ими потребителей,
возможна только на основе маркетингового
подхода. Таким образом, создание эффективного
маркетингового механизма управления
развитием предприятий сферы услуг является
актуальной проблемой. Особенностью современного
постиндустриального этапа развития мировой
экономики является переход преимущественно
к развитию сферы услуг. Сфера услуг, как
сектор экономики, характеризуется динамичным
развитием и занимает около 20% мирового
рынка. Исследования услуги как экономической
категории требует четкого раскрытия
понятийного аппарата, характеризует
содержательную часть этой категории.
Специалисты-графические особенность
услуги, которая отличает ее от вещественного
товара, заключается в том, что она полезна
как процесс, а не вещь, и поэтому ее потребления,
как правило, совпадает с ее производством.
Критический анализ и обобщение достаточно
репрезентативного количества публикаций
в сфере услуг позволили уточнить особенности
услуг, провести их классификацию. Многие
товаропроизводители стремятся компенсировать
изменение рентабельности производства
продукции предоставлением покупателям
дополнительного (фирменного) сервиса.
При этом производители маркетинговых
благ могут воспользоваться методами
расширения набора и увеличение ценности
услуг. Подобное изменение услуг и товаров
затрудняет классификацию сервиса. Автор
диссертации предлагает такое группировки
(рис. 1). Рис. 1. Классификационное группировки
сервиса (услуг) Доказано, что методологические
основы развития сферы услуг должны строиться
на основе использования маркетингового
инструментария, причем маркетинг в сфере
услуг включает внешний, внутренний и
интерактивный маркетинг. При всем разнообразии
услуг их можно достаточно четко дифференцировать
по группам, предназначенными для работы
в определенной сфере (таблица 1). Таблица
1 Дифференциация услуг по группам Типы
услуг Сферы услуг Производственные
Инжиниринг, лизинг, производственное
обслуживание, ремонт Распределительные
Торговля, транспорт, связь Профессиональные
Банки, страхование, консалтинг, реклама,
финансирование Потребительские (массовые)
Досуг, домашнее хозяйство Обще ные
Образование, телевидение, радио, культура
Одной из составляющих методологии развития
сферы услуг является формирование стратегий
развития предприятий, основанные на результатах
маркетинговых исследований внешней среды
и анализе возможностей субъекта производства
услуг. Существенной причиной отставания
развития сферы услуг является недостаточное
использовани
е,
а в ряде случаев просто игнорирование
маркетингового обеспечения, которое
должно пронизывать все фазы жизненного
цикла предприятия-продуцента услуг и
самой услуги. Методология развития сферы
услуг должна быть ориентирована на решение
трех комп-лексного маркетинговых задач:
1. дифференцировки рыночных предложений,
оказания рыночных услуг и создание депозитах
в ного имиджа; 2. достижения качества обслужива
ие, что не только удовлетворяет ожидания
потребителей, но и превосходит их; 3. повышение
производительности, увеличение набора
услуг без снижения их качества, стандартизация
услуг, разработка и реализация эффективных
методов обслуживания с вы к о использованием
современных информационных технологий.
Значение сферы услуг в национальной экономике
заключается в том, что именно она должна
обеспечить реальные структурные сдвиги,
углубить рыночные отношения, обеспечить
весомое пополнение госбюджета и высокую
занятость населения. Во втором разделе
- "Концепция развития и реализации
экономической политики в сфере услуг"
показано, что развитие сферы услуг в рыночно
развитых странах мира является закономерным
процессом, который отражает объективные
экономические тенденции в современном
постиндустриальном обществе. Сфера услуг
все все больше становится доминирующим
комплексом национальных экономик и влияет
на весь процесс общественного воспроизводства
производства. Несмотря на положительную
динамику роста объемов услуг, достигнутые
показатели существенно ниже, чем в странах
Европы и Америки. Анализ, проведенный
в диссертации, позволил выявить следующие
причины отставания: недостаточное развитие
новых информационных технологий и, соответственно,
объемов услуг провайдеров мобильной
связи, Internet. Например, удельный вес пользователей
Internet в общей численности населения составляет
в США - 30, Норвегии - 40, России - 1,4-2; недостаточное
использование маркетингово-логистического
подхода при организации и развития товарного
производства, снижает востребованность
в предоставлении услуг в маркетинге,
в поиске и определении выгодных поставщиков,
оптимизации доставки сырья, материалов
и комплектующих изделий, оптимизации
внутризаводской транспортировки, величины
запасов, складирования, продаж, оформление
заказов и другой документации; низкий
доход на душу населения, что снижает спрос
на нужные, но сравнительно дорогие услуги.
Исследование состояния сектора услуг
в РФ, критический анализ теоретических
и практических аспектов развития отечественной
индустрии услуг, изложенные в трудах
известных ученых позволили автору разработать
новую парадигму развития сферы услуг.
Ее идея заключается в определении с помощью
маркетингового инструментария приоритетных
групп услуг. Обоснованно оригинальное
трехуровневое ранжирования сферы услуг,
ориентированное на удовлетворение материальных
и духовных потребностей населения, как
раз и является главной целью государственной
региональной экономической политики.
Все группы услуг I, II и III рангов тесно
взаимосвязанными (рис. 2). Направление
развития и реализации услуг I ранга определяют
маркетинговые исследования, позволяющие
с помощью методов теории массового обслуживания
(теории очередей) и инструментария маркетинг-микса
места расположения пунктов питания, продажи
пищевых продуктов и предметов одежды,
способы их доставки, объем и содержание
рекламы с ориентацией на стимулирование
спроса на товары отечественного производства,
ассортимент продуктов, одежды. Если проблемы
реализации этих составляющих услуг I
ранга той или иной степени решены, то
состояние с формированием и реализацией
других двух составляющих услуг I ранга
остается далеко не самым лучшим, поэтому
приоритетным направлением развития сферы
услуг в регионах является расширение
объемов и повышение качества услуг в
области коммунального обслуживания ,
здравоохранения, физкультуры. Ранг I.
Обеспечение первичных потребностей Еда
Одежда Жилье Здоровье Поставка
торговля продукт ами: обслуживание в
ресторанах, кафе, столовых Поставка
тор - говли одеждой, др. дпошиття, химчистка
Коммунальные услуги, дизайн, ремонт
Здравоохранение, с анаторни, курортные
и оздоровительные услуги, услуги спорта,
экологические, туристические Ранг II.
Услуги инфраструктуры Транспор