Формирование госукдарственной политики занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 06:42, реферат

Краткое описание

Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения. Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады безработных. Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….………………2

1.ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЕГУЛИРОВАНИЕ …..………………2
1.1 Виды политики занятости………………………………………………………………………………….3

1.2 Содержание и уровни политики занятости……………….………………………………………………4

2. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ …………………………………………………………6

3. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………7

4.ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ……………………………………………………………………..8

4.1 Деятельность органов государственной службы занятости……………………………………………...9

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ……………………………………10

6.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………10

7.МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ…………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………12

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

контольная осно соц прогноз.docx

— 47.45 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….………………2

  1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЕГУЛИРОВАНИЕ …..………………2

1.1 Виды политики  занятости………………………………………………………………………………….3

1.2 Содержание и уровни политики занятости……………….………………………………………………4

      2. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ …………………………………………………………6

      3. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………7

      4.ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ……………………………………………………………………..8

4.1 Деятельность органов государственной службы занятости……………………………………………...9

      5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ……………………………………10

      6.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………10

      7.МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ…………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………12

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ.

В 1991 году наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход  от плановой к рыночной экономике. В  связи с этим появился ряд новых  и обострились уже имеющиеся  проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза. В процессе решения вопросов занятости населения многие государства из бывших республик СССР столкнулись с практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения. Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады безработных. Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными. В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).

  Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения  в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.

    1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ГУЛИРОВАНИЕ

      Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления) предусмотрено  регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы  и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством  политики занятости.

Политика  занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка  труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в  определенной степени от уровня эффективности  правового регулирования, от реального  соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию  и возможностям общества и государства  по обеспечению поступательного  развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована  с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам  и стратегии реализации.

Всестороннее  изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей в периоды  экономического спада в других странах  мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования  занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная  база рынка труда в РФ далека от идеала.

В процессе дальнейшего  совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит  выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости  как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий  комплекс стимулов и санкций. Гражданам  РФ принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями  к производительному, и творческому  труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством  деятельность, в том числе и  не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего  хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

      Правовую  основу регулирования указанных  общественных отношений обеспечивают:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Кодекс законов о труде Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;
  • Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.;
  • Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.;
  • Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г.

и др.

Каждый из указанных  законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Так же, в соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой программе  содействия занятости населения  Российской Федерации на 1996-1997 годы»  и Указом Президента Российской Федерации  от 23 мая 1996 года № 768 «О Комплексной  программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического  учета по рынку труда и состоянию  безработицы, существенных сдвигов  в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в  РФ необходимо проведение эффективной  политики занятости.  

    1. Виды  политики занятости 

Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой  политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.  

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба  этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой  гибкости рынка труда и рабочей  силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке  труда окажутся слабыми и могут  только ухудшить реальную ситуацию. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.

      1.2 Содержание и уровни политики занятости.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная  политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

  • развитие людских ресурсов для труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
 

Существуют  три уровня программ обеспечения занятости населения

  • федеральный или общегосударственный,
  • субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ);
  • местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая  из этих программ состоит из четырех крупных блоков

  • аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);
  • программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);
  • ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);
  • организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
 

      Политика  занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных  мер и нормативных актов, необходимых  для создания и регулирования  отношений между субъектами рынка  труда, а также определение меры допустимых социально-экономических  последствий перехода к рынку  в сфере занятости — предельно  допустимый уровень и продолжительность  безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату  пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие  обеспечить максимально возможную  занятость. С этой целью разрабатываются  государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости  на всей территории России формируется  Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный  фонд занятости населения.

      Главными  направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся

Информация о работе Формирование госукдарственной политики занятости населения