Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                                               УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

                     Кафедра экономической теории 

 

 

 

 

 

                                     КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студентка

УЭФ, 2 курс, 12 ДЭА-1                                                                         

 

Руководитель

канд. экон. наук

доцент                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Минск 2013

                                         

                                         РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 33 с, 4 рисунка, 7 таблицы, 12 источников.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, ПАРТНЕРСТВО

 

Объект исследования – малый бизнес и его значение и место в современной рыночной экономике.

Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.

Цель работы: на основе изучения национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.

Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в Республике Беларусь, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны основные направления активизации развития малого бизнеса в стране.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные их литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                                     ___________________

                                                                  (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
 
                                              AN ABSTRACT                                                                                                                        Coursework: 3 , 4 figures , 7 tables , 12 sources. 
 
SMALL BUSINESS, MARKET ECONOMY, SUPPORT , EFFICIENCY, DEVELOPMENT, PARTNERSHIP 
 
Object of study - a small business and its value and place in a modern market economy . 
Subject of research - development of small business in Belarus. 
Objective: To study on the basis of national experiences of small business to identify its basic problems and justify the direction of becoming a small business in Belarus. 
Methods: monographic, analytical , graphical , computational and constructive . 
Research and development : studied the essence of small business and its role in a market economy , studied the experience of supporting small enterprises in the Republic of Belarus , the analysis of the formation and development of small business in the Republic of Belarus, developed guidelines for intensified development of small business in the country . 
Copyright work confirms that resulted in it cash- analytical material correctly and objectively reflects the state of the process under investigation , and all borrowed their literary and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors. 
 
                                                                     ___________________ 
                                                                  (Signature of the student )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….....……..5

1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...

1.1 Общая характеристика малого  бизнеса …………………………..………7

1.2 Социально-экономическая роль  малого бизнеса  …………….….………9

2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике

Беларусь…………………………………………………………………………

2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь   ……………..…..12

2.2 Оценка развития малого бизнеса  в Республике Беларусь ………….….13

2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17

3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь  ……………

3.1 Законодательная  база  республики  Беларусь  по  государственной  поддержке малого бизнеса……………………………………………………20

3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22

3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                         

 

Экономика любого государства не может нормально развиваться без сбалансированного сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

В программе перехода к рынку основными принципами являются:

- законодательное обеспечение  свободы предпринимательства и реализации прав собственности;

- свобода выбора форм экономической деятельности для всех граждан;

- допущение действия рыночных  факторов наряду с государственным  регулированием экономики в интересах  граждан;

- максимальная открытость экономики Республики Беларусь;

- суверенное право разработки  и осуществления законов и  нормативно-правовых актов. 
Так, после перехода нашей страны на рыночные отношения, было положено начало развития малого бизнеса, значимость которого во всех отношениях ежегодно возрастает, несмотря на то, что он находится на этапе становления.

Однако мы заметно отстаем от развитых стран мира. 

Главной причиной отставания от других  развитых стран является недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. К сожалению, многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают роль малого бизнеса в экономике страны. 
Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике. Без него рынок ни функционировал, ни имел должного развития. Становление и развитие малого бизнеса является одной из главных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике является определяющей составляющей, которая контролирует экономический рост, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса. 
Тема данной курсовой работы актуальна т.к. в настоящее время Беларусь стоит на этапе формирования рыночной экономики. В связи с этим возникает вопрос: каким образом будет идти развитие предпринимательства и с помощью каких мер государственной политики можно регулировать эту сферу деятельности.  
Объектом исследования является малый бизнес в Республике Беларусь.  
Предметом исследования выступает государственная поддержка малого бизнеса. 
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки. 
Задачи курсовой работы:

- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике; 
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь; 
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса; 
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса.

      1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

 

         1.1 Общая характеристика малого бизнеса 

 

Малый бизнес является одним из самых важных элементов рыночной экономики. Без него не может осуществляться полноценное развитие государства. Малый бизнес по большей части задает темпы экономического роста в стране, структуру и качество валового национального продукта, образуется здоровая рыночная конкуренция, разрешаются различные социальные проблемы государства.[1]         

 Предпринима́тельство понимается как экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества .[2]

Малое предприятие - это небольшое предприятие любого вида собственности, определяемое, прежде всего, ограниченной численностью рабочих  и занимающие довольно малую долю в совокупности по стране, региону в объеме деятельности, которая является профильной для предприятия. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Малым предпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

В основном, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (работники, занятые на производстве), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30
  • человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек).

Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. [3]

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому обширную доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • стремительная адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • относительно малое негативное влияние на окружающую среду. [3]

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь