Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса
Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33
Этап становления рыночного механизма в Республике Беларусь начался в середине 80-ых годов. На тот момент наша страна была еще в составе СССР. Укрепление либеральных позиций в экономике республике после распада СССР стало сильным толчком для развития предпринимательства. На первых парах государство было сторонником принципа невмешательства в негосударственные секторы экономики. Бизнес процветал, не существовала нормативно-правовая база, которая должна регулировать отношения в данной сфере. Несмотря на отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно меняющееся законодательство и другие характерные для стран с переходной экономикой проблемы, частный сектор в это время в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных фирм, так и по количеству занятых в этом секторе экономике.
С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий и их вклад в экономику остаются практически неизменными.
Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории Беларуси можно условно разделить на 2 этапа:
1 этап: до 1996 года – быстрый рост количества малых предприятий при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
2 этап: после 1996 года – переход
к жесткому государственному
регулированию и контролю
Изменение нормативно-правовых условий деятельности субъектов малого предпринимательства, а также упорядочение деятельности мелкорозничных объектов (киосков, палаток) активизировало в сфере малого предпринимательства процесс преобразования индивидуальных предпринимателей в юридические лица.
Удельный вес малых предприятий в валовом внутреннем продукте республики в 2012 году составил 8,2% (2011 году – 7,2%).
В целом малыми предприятиями произведено 8,6 % от общего объема промышленной продукции. Объем розничного товарооборота, произведенного малыми предприятиями, составил 9,2% от общего объема. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях работы предприятий и организаций Республики Беларусь представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Вклад малого предпринимательства в развитие народного хозяйства Республики Беларусь в 2009-2012 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднесписочная численность работников, % |
8,1 |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
Списочная численность работников в среднем за год, % |
7,9 |
8,0 |
8,3 |
|
Средняя численность внешних совместителей, % |
22,9 |
22,2 |
28,2 |
32,1 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, % |
37,2 |
33,1 |
30,8 |
32,6 |
Валовой внутренний продукт, % |
6,7 |
6,5 |
7,2 |
8,2 |
Выпуск товаров и услуг, % |
7,3 |
6,8 |
7,4 |
8,6 |
Инвестиции в основной капитал, % |
6,5 |
6,6 |
6,9 |
7,2 |
Розничный товарооборот, % |
7,0 |
8,6 |
9,1 |
9,2 |
Отличается также и структура предприятий в разрезе отраслей в зависимости от формы собственности. Так, если среди малых предприятий государственной собственности преобладают промышленные предприятия, а далее идут предприятия торговли и общественного питания и строительства, то почти половину частных МП составляют предприятия торговли и общественного питания. Хотя доля промышленных предприятий лишь ненамного меньше, чем среди МП государственной собственности. Это обусловлено спецификой работы в каждой из областей и соответствует мировой практике.
Центром предпринимательской активности является город Минск и Минская область – 63,6 % малых предприятий. Гомельская область находится на втором месте по предпринимательской активности после Минской области -8,4% малых предприятий от общей их численности по Республике. Поскольку Гомельская область является второй по величине и по значению областью Республики Беларусь, приведенное выше распределение малых предприятий подтверждает тот факт, что уровень предпринимательской активности тем выше, чем крупнее регион и выше его промышленный потенциал.
Распределение числа малых предприятий по областям республики в 2009- 2012 годах представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Распределение числа малых предприятий по областям Республики Беларусь
Области |
2009 год |
2010год |
Темп роста 2010/ 2009, %
|
2011 год |
Темп роста 2011/ 2010, % |
2012 год |
Темп роста 2012/ 2011, % | ||||
Ед. |
в % к итогу |
Ед. |
в % к итогу |
Ед. |
в % к итогу |
Ед. |
в % к итогу | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Республика Беларусь |
28310 |
100,0 |
27768 |
100,0 |
98,1 |
29044 |
100,0 |
104,6 |
30987 |
100,0 |
106,7 |
в том числе по областям: |
|||||||||||
Брестская |
2010 |
7,1 |
1843 |
6,6 |
91,7 |
1866 |
6,4 |
101,2 |
2002 |
6,5 |
107,3 |
Витебская |
2155 |
7,6 |
2095 |
7,5 |
97,2 |
2225 |
7,7 |
106,2 |
2459 |
7,9 |
110,5 |
Гомельская |
2292 |
8,1 |
2262 |
8,1 |
98,7 |
2375 |
8,2 |
105,0 |
2598 |
8,4 |
109,4 |
Гродненская |
1921 |
6,8 |
1826 |
6,6 |
95,1 |
1816 |
6,3 |
99,4 |
1984 |
6,4 |
109,2 |
г. Минск |
15224 |
53,8 |
14709 |
53,0 |
96,6 |
15713 |
54,1 |
106,8 |
16407 |
53,0 |
104,4 |
Минская |
2744 |
9,7 |
2826 |
10,2 |
103,0 |
3030 |
10,4 |
107,2 |
3296 |
10,6 |
108,8 |
Могилевская |
1964 |
6,9 |
2207 |
8,0 |
112,4 |
2019 |
6,9 |
91,5 |
2241 |
7,2 |
111,0 |
Данные о рентабельности малых предприятий по отраслям экономики за период 2009-2012 года представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Рентабельность малых предприятий по отраслям экономики за период 2009-2012 гг., %
Отрасли |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего по Республике Беларусь |
15,5 |
9,9 |
9,8 |
11,1 |
в том числе по отраслям |
||||
промышленность |
13,5 |
9,3 |
9,1 |
10,1 |
сельское хозяйство |
32,6 |
13,5 |
8,7 |
0,6 |
Строительство |
14,2 |
13,2 |
12,1 |
14,5 |
транспорт и связь |
5,1 |
3,3 |
5,0 |
5,0 |
торговля и общественное питание |
25,1 |
13,9 |
14,1 |
18,8 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
14,1 |
-66,8 |
-49,8 |
-16,3 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
30,2 |
11,4 |
15,0 |
-1,9 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
6,3 |
7,8 |
11,3 |
6,1 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
1,4 |
3,7 |
6,4 |
4,5 |
Правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования центров поддержки предпринимательства (далее - центры) определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. №1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» На 1 марта 2011 г. в Реестр юридических лиц имеющих статус центра включено 40 юридических лиц.
В таблице 6 представлена информация о территориальном расположении центров в республике.
Таблица 6 - Расположение центров в областях республики
№ |
Наименование |
Количество центров |
А |
1 |
2 |
1 |
Брестская область |
5 |
2 |
Витебская область |
3 |
3 |
Гомельская область |
3 |
4 |
Гродненская область |
3 |
5 |
Могилевская область |
7 |
6 |
Минская область |
7 |
7 |
г. Минск |
12 |
ИТОГО |
40 |
Основными направлениями деятельности центров в 2012 году являлись:
В 2012 году услугами центров в республике было охвачено 49081 человек, что на 12,6 % больше в сравнении с 2011 годом.