Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:54, доклад
Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.
Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.
Бедность. В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Под бедностью понимается такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне. Различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый н данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.
Бедность как социальное
явление свойственна любой
В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях доходов богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом. Российская Федерация относится к разряду стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан (так называемый децильный коэффициент дифференциации — Kd) составляют, по разным оценкам, 1 : 25—30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.
Признание проблемы бедности
произошло в СССР в 1970-х гг., когда
были введены пособия для
Такой сохраняющийся высокий
уровень бедного населения
Показатели бедности. Для анализа бедности применяют несколько методов ее количественной оценки:
статистический, определяемый для 10—20% населения при распределении всего населения по размерам получаемых денежных расходов;
нормативный, определяемый исходя
из норм потребления на основе стандартов,
предусмотренных минимальной
экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных возможностей государства, направляемых на поддержание их материального существования; к нему применяют метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов питания и товаров;
стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые априори не могут себя обеспечить (инвалиды, старики, члены неполных, неблагополучных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).
Расчеты Росстата на 2007 г. показывают, что социальная структура бедного населения также весьма неоднородна. В процентах от общей численности населения ее показатели выглядят следующим образом:
дети до 16 лет 21
молодежь от 16 до 30 лет 25
трудоспособные от 31 до 59 лет 40
люди пенсионного возраста свыше 55—60 лет 14
Но есть группы населения, находящиеся на верхней границе бедности, и речь идет в данном случае о социальной бедности, а не о физиологической.
По экспертным оценкам, в условиях относительной бедности (с доходом до 6 тыс. руб. в месяц на душу населения) проживает более 50% граждан России.
Больше бедных проживает в городах, чем в сельской местности; в наихудшем материальном положении оказались жители Кавказа, Волго-Вятского региона, часть Восточной Сибири, Дальнего Востока, некоторые области Северо-Запада и Центра. Наибольшее число бедных людей среди бюджетников, машиностроителей, текстильщиков. В наихудшем положении оказались женщины и дети.
Характерной чертой Российской
бедности является преобладание так
называемой текучей бедности, т.е. временной
невозможности самообеспечения
по сравнению с застойной
Меры борьбы с бедностью. Борьба с бедностью или ее профилактика — важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики.
В мировой практике широко
используются два главных способа.
Первый способ заключается в обеспечении
и поддержании минимальных
Он применяется в
В США помощь бедным оказывается
в рамках специальных программ, которые
охватывают от 15 до 20% населения. Основные
социальные группы, которые получают
субсидии, — это семьи с маленькими
детьми, в первую очередь с одним
родителем или безработным
В постсоциалистических странах
гарантированный прожиточный
В Российской Федерации, которая
находится в настоящее время
в сложном экономическом
Проблема бедности в России
является самой приоритетной в сфере
социальной политики. Она решается
двумя путями. Первый путь предполагает
ведение эффективной борьбы с
бедностью на основе оживления национальной
экономики, ускорения темпов ее роста,
наиболее полного использования
всех инструментов макроэкономической
и региональной политики. Другой путь
борьбы с бедностью — это введение
пособий всем нуждающимся, доходы которых
меньше прожиточного минимума. У такого
пути есть сторонники и противники.
Раздача денежных пособий по принципу
«всем сестрам по серьгам» не стимулирует
к труду тех, кому будет предоставлена
гарантия получения от государства
денежного дохода в размере прожиточного
минимума. В то же время иждивенческая
нагрузка на тех, кто работает, возрастет,
что необоснованно ухудшит
Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделить часть национального дохода страны в условиях крайне ограниченных ресурсов и довести помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, «настроенного» на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:
установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.
Действующая в Российской
Федерации система социальных льгот
и компенсаций бедным слоям населения
в настоящий момент подвергается
изменениям. Помощь оказывается социально
незащищенным категориям с низкими
доходами. В ряде регионов страны в
1997—1998 гг. были проведены пилотные
программы по введению адресной помощи
на базе финансирования как федерального,
так и регионального бюджетов.
Наиболее сложной оказалась оценка
нуждаемости семей. Например, в Республике
Коми предельной величиной уровня нуждаемости
признавался гарантированный
В ходе борьбы с бедностью главное — это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.
Пенсионная система и
ее реформирование. В 2001 г. в России
численность граждан