Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:54, доклад
Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.
Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.
социальная пенсия, которая предоставляется государством гражданам при наступлении пенсионного возраста вне зависимости от наличия и величины трудового стажа;
трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа;
дополнительная пенсия, которая
имеет два источника — либо
самофинансирование самих граждан
в счет будущей пенсии из текущего
дохода, либо за счет взносов работодателя
в негосударственный пенсионный
фонд на именные счета своих
Пенсионная система России
прошла несколько этапов. Впервые
государственное пенсионное страхование
было введено в России в начале
XX в., т.е. значительно позднее, чем
в большинстве других стран. После
Октябрьской революции
Средства на выплату пенсий
аккумулировались в бюджете государственного
социального страхования, который
являлся составной частью государственного
бюджета страны. Достаточно стабильные
темпы экономического развития позволяли
до 1956 г. использовать все преимущества
сбалансированного по доходам и
расходам бюджета социального
Однако с увеличением
численности лиц, имеющих право
на получение пенсии (колхозников),
а также существенного
С целью ликвидации дотационности пенсионного бюджета в условиях нарастания необходимости радикальных рыночных преобразований 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан», направленный на решение важнейших социальных задач: стабилизацию и подъем материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных граждан. Но изменение государственного устройства повлекло пересмотр принципов принятого закона и потребовало принятия нового Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном Законе впервые были четко прописаны принципы обязательного государственного пенсионного страхования и определены условия формирования государственного пенсионного фонда. Полный отказ от бюджетных дотаций был провозглашен как важнейшее условие функционирования пенсионного фонда и государственного бюджета. Изменение каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение, использование для этих целей прежде всего страховых методов было чрезвычайно важной экономической предпосылкой формирования новой устойчивой пенсионной системы в условиях становления в стране рыночных отношений.
Таким образом, бюджет Пенсионного
фонда России (ПФР) стал полностью
автономной финансовой системой, которая
балансируется по доходам и расходам
с помощью регулирования
В соответствии с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» к основным функциям Пенсионного фонда России относятся: сбор и аккумуляция страховых взносов, капитализация средств фонда, привлечение дополнительных средств, взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или но случаю потери кормильца. Кроме того, на ПФР возложена обязанность контролировать совместно с налоговыми службами поступление и расходование страховых взносов.
В настоящее время
региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий;
ЦБ РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет свои финансовые операции;
региональные отделения Сбербанка России;
Федеральное агентство связи (подчиненное Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации), через отделения которого осуществляются пенсионные выплаты (80% от общего объема доставляемых пенсий).
Через региональные отделения
Пенсионного фонда России осуществляются
сбор страховых взносов и
Виды государственных
пенсий. Государственная пенсия представляет
собой ежемесячные денежные выплаты,
предназначенные для
Отдельным категориям граждан устанавливается пенсия на льготных основаниях. К этим категориям законодательно отнесены:
женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства;
инвалиды Великой
граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики.
При пониженном пенсионном возрасте
в соответствии с действующим
законодательством получают пенсию
отдельные категории
на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
на работах с тяжелыми условиями труда;
в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
в качестве рабочих локомотивных бригад на железнодорожном транспорте;
в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве;
в качестве механизаторов комплексных бригад в портах;
в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
спасателями в аварийно-спасательных службах и формированиях;
некоторые другие группы.
Работники, чей труд протекает
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям, также имеют
право на получение пенсии на льготных
основаниях. Доля всех пенсионеров-льготников
в общей численности
Статистика периода рыночных
реформ показывает, что при уменьшении
численности занятых в
Минимальный размер месячной пенсии по старости в 2007 г. составлял 3971 руб., а его базовая часть — 1864 руб. Кроме того, важно уточнить методику расчета прожиточного минимума пенсионеров с учетом существенной доли в их расходах стоимости медицинских и других социальных услуг.
Семейная политика и охрана детства. Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны государства. Семья — это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство. Противоречия современного общества, его проблемы и сложности все острее отражаются на семье. Вместе с тем в рыночной экономике, когда на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным гарантом выживания человека. Семейная политика и семейное законодательство в Российской Федерации сохранили сегодня специфику советского периода, когда семья рассматривалась прежде всего с точки зрения исполнения репродуктивной функции, поэтому большинство мер и гарантий семейной политики ориентированы на родителей, а не на супругов. Законодательство в этой области в большей мере регулирует имущественные, нежели личные права и обязанности супругов. Государство пока еще не до конца определило свое отношение к семье и границы своего вмешательства, поскольку при регулировании семейных отношений присутствует риск вторжения в сугубо частные вопросы жизни членов семьи.
Современная Российская семья,
адаптируясь к социально-
простая семья (67%), состоящая из супругов с детьми или без них - преобладающий тип;
супружеские пары, живущие с одним из родителей супругов или с другими родственниками (12%);
сложные семьи, включающие две и более супружеские пары в семейной структуре;
неполные семьи, доля которых постоянно увеличивается (13%).
В подавляющем большинстве это семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка. Модернизация современного общества предполагает все большую свободу выбора для каждой отдельной личности, что отражается на положении семьи, способствуя ее трансформации. Многие социальные феномены — высокий уровень внебрачной рождаемости, миграция населения, повышение уровня бедности, рост количества разводов — обостряют существующие проблемы, а происходящие тенденции свидетельствуют о надвигающемся кризисе семьи, выражающемся в ослаблении связей между родителями и детьми, союза супругов, распаде хозяйственного уклада. Задача современной семейной политики в России заключается в стремлении усилить роль семьи в исполнении традиционных экономических и социальных функций. Требования возродить семью как субъект накопления собственности, социализации детей все чаще просматриваются в мерах, разрабатываемых исполнительной властью. В настоящее время реализуется несколько федеральных целевых программ в сфере социальной защиты семьи и охраны материнства и детства: «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Развитие индустрии детского питания» и др.
Ежегодно растут расходы государства на выплату семейных и материнских пособий. Структура семейных пособий включает в себя:
пособия по беременности и родам;
пособия при рождении ребенка;
пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
пособия по уходу за детьми-инвалидами;
ежемесячное пособие на ребенка.
Удельный вес семейных и материнских пособий в общем объеме денежных доходов населения составляет все еще незначительную величину 0,6%, а в ВВП — лишь 0,4%, что существенно меньше по сравнению с развитыми странами.
Исследованиями установлено, что в условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно малообеспеченные семьи — многодетные, неполные семьи инвалидов, но и обыкновенные, нормально сформированные семьи. Степень вариации долей семей с доходами ниже черты бедности по отдельным регионам колеблется от 20 до 40%. Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных людей, которая предопределяет низкий уровень доходов на одного человека в семье (душевого дохода).
Традиционным объектом государственной
социальной поддержки являлись многодетные
и неполные семьи. В настоящее
время среди малообеспеченных высока
доля семей благополучных, состоящих
из супружеских пар с детьми, где
бедность обусловлена низкими
Социальная защита семей
представляет собой лишь одно, хотя
и, безусловно, важное для настоящего
времени направление из общей
системы мер по укреплению института
семьи. Современная государственная
социальная политика в интересах
детей получила свое развитие начиная
с Указа Президента РФ от 14 сентября
1995 г. № 942 «Об утверждении Основных
направлений государственной
Очевидно, что любые изменения
и проблемы семьи немедленно влияют
на ребенка. В этой сложной и многоаспектной
проблеме особое место занимает вопрос
о роли государства. С одной стороны,
оно должно иметь законную власть
для вмешательства в отношения
родителей и детей, так как
отмечается в последние годы рост
числа фактов насилия над ребенком
в семье. С другой стороны, существует
опасность злоупотребления