Центральный банк: основные функции и операции. Роль ЦБ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Важным фактором развития современной экономики является Центральный банк Российской Федерации. Его роль в экономике страны достаточно велика, но не однозначна, ведь Центральный банк может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику. Эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием кредитно-денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. В связи с этим в качестве темы исследования в данной работе был выбран Центральный банк: его функции и влияние на рыночную экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Центрального банка РФ………………..5
Понятие Центрального банка и его основные функции………………………..….....5
1.2 Операции Центрального банка……………………………………………………….11
Глава 2. Нормативно-правовая база функционирования ЦБ РФ………………………14
2.1 Особенности правового статуса Центрального банка РФ……………………….…14
2.2 Принцип независимости Центрального банка РФ………………………………….18
Глава 3. Антикризисные меры, предпринимаемые центральным банком РФ………..22
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………..……29

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин опубликовали статистику, которая свидетельствует о зависимости между степенью независимости центрального банка и уровнем инфляции в стране. Чем больше независимости у центрального банка, тем ниже уровень инфляции. Словом, чем выше уровень независимости центрального банка, тем лучше для банковской и финансовой системы страны.

     Независимость Центрального банка РФ в осуществлении своих функций проявляется в том, что он не подчинен ни одному из органов государственной власти и в рамках своих полномочий самостоятелен в принятии решений. Все отношения с государственными органами осуществляются на началах сотрудничества. Пределы такой независимости, как отмечают Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин, определены Конституцией РФ и конкретизированы в законодательстве о Центральном банке РФ. Изменения в отношении этой независимости могут осуществляться только законодательными средствами. Центральный банк не может быть неограниченно независим. Он осуществляет свою деятельность, исходя из интересов государства и общества2.

     Центральный банк РФ не подчинен ни одному из государственных органов. Однако в своей деятельности он подотчетен Государственной Думе. Она назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Центрального банка РФ; назначает на должность и освобождает от должности члена Совета директоров; направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решения; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады Председателя Банка России (ст. 5 Закона о Центральном банке РФ).

     В мировой практике принято определять степень независимости центрального банка исходя из четырех критериев:

1) назначение и увольнение управляющего;

2) процедура формирования денежно-кредитной политики;

3) цели политики центрального банка;

4)ограничение на предоставление кредитов центральным банком.

    Исходя из этих критериев, можно попытаться определить степень независимости Центрального банка РФ.

     Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ осуществляется Государственной Думой по представлению Президента РФ. Значит, в данном аспекте Центральный банк РФ не обладает независимостью.

     Процедура формирования единой государственной денежно-кредитной политики также не дает оснований говорить о том, что Центральный банк РФ обладает значительной независимостью. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Советом директоров Банка России, но рассматриваются в Национальном банковском совете и Государственной Думе (ст. 5 и 13 Закона о Центральном банке РФ). Вообще Национальный банковский совет является органом, значительно ограничивающим независимость Банка России, так как контролирует проведение Банком России денежно-кредитной политики.

     Цели деятельности Банка России закреплены в статье 3 Закона о Центральном банке РФ. Это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Наличие такого широкого спектра целей говорит, о значительной независимости Центрального банка РФ в данном аспекте.

Наконец, в соответствии со ст. 22 Закона о Центральном банке РФ ему  запрещено предоставлять кредиты  для финансирования дефицита федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Значит, в этом аспекте Центральный банк РФ обладает значительной независимостью.

     При анализе всех четырех критериев в совокупности можно прийти к выводу, что Центральный банк РФ все же не обладает по-настоящему высоким уровнем независимости от государства. Может быть, в том числе и этим обусловлен высокий уровень инфляции в России.

 

Глава 3. Антикризисные  меры, предпринимаемые Центральным  банком РФ

 

    В условиях мирового финансового кризиса, когда предприятия, финансовые и кредитные институты испытывают острую потребность в ликвидности и долгосрочных кредитных ресурсах, центральные банки всё активнее используют инструменты рефинансирования коммерческих банков. Увеличивается объём предоставленных кредитов, постоянно меняется ставка рефинансирования (процентная ставка1). Применяет эти антикризисные меры и Центральный банк. Однако возникают вопросы: какой эффект даёт применение подобных антикризисных инструментов? Насколько прозрачны условия и практика рефинансирования? Что ещё надо сделать, чтобы обеспечить необходимыми кредитами и реальный сектор экономики?

     Ставка рефинансирования центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования. Её применяют и для сдерживания инфляции, и для сглаживания негативных последствий фаз экономического цикла. Насколько же эффективно этот инструмент применяется монетарными властями России и других стран в последнее время, в частности, как антикризисная и антиинфляционная мера.

     В теории процентная ставка Центрального банка представляет собой функцию от нескольких переменных – целевого ориентира инфляции и отклонения от него текущей инфляции, равновесной реальной процентной ставки, отклонения текущего ВВП от его потенциального значения. Нельзя сказать, что ставка Центрального банка зависит только от роста цен. В самом общем виде она определяется фазой делового цикла, инфляционным давлением, состоянием платёжного баланса и ситуацией на денежном рынке2.

     Несмотря на некоторые оговорки, соотношение ставок и инфляции достаточно показательно. Значение ставки может отражать как текущую, так и будущую ожидаемую инфляцию. По оценкам, число Центральных  банков, явно учитывающих прогноз инфляции, невелико. Большая часть из них стремиться управлять текущей инфляцией.

     Из-за множества факторов, которые влияют на ставку Центрального банка, было бы неверным сравнивать уровни или изменения ставок в разных странах. Регуляторы в развитых странах, в частности, ФРС США, Европейский Центральный банк, Банк Англии и другие, снижают ставки в связи с угрозами финансовой нестабильности и экономической рецессии. Кроме того, инфляция в этих странах на фоне падения международных цен на сырьё резко пошла на убыль со второй половины 2008г. Показателен пример еврозоны. Инфляция в Европе в годовом исчислении в июле 2008г. зашкалила за 4 %, а к зиме опустилась ниже 2 %. В результате Европейский центральный банк смог понизить ставку по «marginal lending facility» с 5,25 до 3 %. Аналогическая ситуация наблюдалась и в других странах большой 7, чего не скажешь о России, где инфляция была высока. Таким образом, процентная политика Банка России была адекватна текущей макроэкономической ситуации. Если принять во внимание, что ключевыми ставками Банка России, с точки зрения пополнения ликвидности банков, являются минимальная аукционная ставка прямого РЕПО «овернайт» (9%) и месячная ставка по кредитам без обеспечения (11,5%), то можно сделать вывод, что кредитно-денежная политика в России мягкая, стимулирующая. Расчёт по стандартным моделям, позволяющим оценивать политику Центрального банка, свидетельствует о том, что ставка должна варьироваться от 15% (по правилу Болла) до 20 (по правилу Тейлора).

      В целях повышения эффективности межбанковского кредитования нужен ряд мер по развитию денежного рынка. Они включают: создание организованного межбанковского рынка (региональные попытки уже предпринимаются, в частности в Санкт-Петербурге), сужение коридора процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики, формирование института первичных дилеров межбанковского рынка, введение процентных ориентиров денежно-кредитной политики и др. О каждой из этих мер уже много писалось и говорилось, однако регулятор предпочитает занимать пассивную позицию.

     В отношении стимулов для кредитования нефинансового сектора требуются иные меры. Основная проблема заключается в отсутствии длинных финансовых ресурсов, которые банки могли бы использовать для кредитования предприятий. Депозиты населения продолжают оставаться вкладами до востребования. Средства, которые распределяет государства через депозиты Министерства финансов или кредиты без обеспечения Банка России, имеют короткую срочность: как правило, один-три месяца. Как можно за счёт таких коротких пассивов кредитовать предприятия на год-другой? Раньше они брали длинные ресурсы за рубежом, но сейчас настало то время, когда необходимо создать собственную систему долгосрочного фондирования на внутреннем рынке. Центральный банк не может и не должен заниматься долгосрочным финансированием банков. Объясняется это конфликтом целей, которые стоят перед Центральным банком, его задача – обеспечение текущей ликвидности банковского сектора, что он с успехом и делает. Долгосрочные ресурсы должен предоставлять другой институт, будь то ВЭБ (Внешэкономбанк) или новое государственное агентство. Подобный институт должен снабжать банки рублями на много лет, чтобы те, не опасаясь процентных и валютных рисков, могли ссужать предприятиями на инвестиционные цели. А как это делать – через секьюритизацию, формирование вторичного рынка кредитов, субординированные кредиты – это уже дело второе. Главное, чтобы система долгосрочного фондирования возникла.

     Центральный банк снизил ставку рефинансирования в 2008 году на 0,5 % пункта из-за улучшения ситуации с инфляцией и постепенного укрепления рубля1. В конце апреля Центральный банк уже снижал ставку рефинансирования и другие ставки, а тенденции, которые складываются в последнее время, не только сохранились, но и укрепились, что позволило Банку России понизить ставку опять.

     Для рынка это хорошо, поскольку ужесточение кредитно-денежной политики вряд ли может способствовать устойчивому преодолению нынешнего кризиса. ЦБ РФ начал сокращать ставки с 24 апреля 2008 года, предприняв уже второе, и надо надеется, не последнее снижение ставок. Можно так же предположить, что центральный банк мог бы сокращать ставки более агрессивно.

     Замедление инфляции позволяет Центральному банку РФ снизить ставку рефинансирования.

     Напомним, что ставка рефинансирования ЦБ была 1 декабря 2008 года повышена сразу на один процентный пункт - с 12 до 13% годовых. Такое решение принял совет директоров Центрального банка с целью снизить отток капитала из страны и сдержать рост темпов инфляции. До этого также на процентный пункт ставка рефинансирования была повышена в ноябре.

     В январе 2009 года инфляция составляла 2,4%, в феврале - 1,7%, в марте - 1,3%, а в апреле, по прогнозам Минэкономики, инфляция может составить 1,1-1,2%. Инфляция в РФ с начала апреля составила 0,6% против 1,1% за аналогичный период 2008 года. На конец марта инфляция в годовом выражении составила 14%1.

     Повышение ставки рефинансирования используется Центральным банком как инструмент для регулирования инфляции. Таким образом, если ставка увеличивается, это означает, что правительство намерено препятствовать росту цен в ущерб росту экономики страны, поскольку делает банковский кредит дороже.

     До февраля 2008 года ставка рефинансирования снижалась с 1998 года. Последний раз ЦБ понизил значение ставки до 10% годовых летом 2007 года, что стало самым низким значением ставки с 1992 года. В феврале 2008 года Центральный банк впервые за десять лет повысил ставку рефинансирования до 10,25%. Позже ставка была увеличена еще несколько раз.

 

Заключение

     В данной работе были рассмотрены функции Центрального банка, его правовая основа и роль в экономике страны. На основе представленного материала можно сделать следующие выводы.

     Одним из важнейших элементов формирования кредитно-денежной системы и ее развития является государственное регулирование кредитно-финансовых институтов. Налоговая политика правительства в смешанных или государственных кредитных институтах, политика Центрального банка в отношении кредитных институтов, особенно банков и законодательные мероприятия законодательной и исполнительной власти являются основными направлениями государственного регулирования.

     Центральный банк сегодня является ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства, так как он выступает проводником официальной кредитно-денежной политики. В свою очередь, наряду с бюджетной, кредитно-денежная политика составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно, рыночная экономика не может быть эффективной без овладения методами деятельности центральных банков и инструментами кредитно-денежной политики.

     Центральный банк РФ при осуществлении кредитно-денежной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), процентные ставки по операциям Банка России, операции на открытом рынке; осуществляет валютное регулирование и рефинансирование банков; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

     Исходя из анализа кредитно-денежной сферы, можно сделать вывод, что кредитно-денежный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим были разработаны основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка РФ:

  • Создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;
  • Повышение темпов экономического роста;
  • Укрепление национальной валюты, что позволило в значительных масштабах продолжить накопление золотовалютных резервов государства;
  • Ослабление зависимости экономики и кредитно-денежной сферы от влияния высоких цен на нефть;
  • Использование для стабилизации кредитно-денежной сферы средства Стабилизационного фонда;
  • Стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
  • Стимулирование кредитных операций;
  • Совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

     При реализации данных направлений кредитно-денежной политики Центрального банка РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость кредитно-денежной сферы, а также отсутствие достаточного объема информации о кредитно-денежной сфере и нехватка наличных и безналичных денежных средств.

     Поэтому целесообразно оптимизировать кредитно-денежную политику Центрального банка РФ по следующим направлениям:

Информация о работе Центральный банк: основные функции и операции. Роль ЦБ в экономике страны