Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. В
Введение 3
1 Основные черты и виды монополии 5
2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 15
3 Экономические последствия функционирования монополии 20
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Основные черты и виды монополии
2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 15
3 Экономические последствия
функционирования монополии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
История монополии достигает
глубокой древности. Монополистические
тенденции в разных формах и в
неодинаковой степени проявляются
на всех этапах развития рыночных процессов
и сопровождают их. Но новейшая история
монополизма начинается в последней
трети XIX столетия, особенно во время
экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века
в экономической истории
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Обычно положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, т.е. присутствует элемент монополизма в ее поведении. Этот элемент накладывает отпечаток на поведение фирмы в отношении цены и объема выпуска продукции. В данной теме рассматривается монополизм абсолютный, другими словами, чистая монополия. Это противоположный спектр рыночной структуры. Такая ситуация тоже, как и совершенная конкуренция, встречается редко. Но рассмотрение чистой монополии позволяет выяснить некоторые экономические закономерности функционирования рынка, которые ранее невозможно было обнаружить.
Цели курсовой работы:
Для всестороннего и детального
рассмотрения этой темы необходимо иметь
представление о том, каковы основные
причины возникновения
Задачами курсовой работы являются
Разработкой данной темы занимались такие известные экономисты как: Э.Жд. Долан, Д. Линдсей, К.Р. Макконел, С.Л.Брю, Р. Пиндайк, Д.Рубенфельд, П. Самуэльсон, С. Фишер и многие другие.
1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [3, c.75].
Монополия происходит от греческих слов: «monos» – один, единственный и «pоleо» – продаю. В экономической теории абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этим термином обозначается и сама фирма – единственная в отрасли [18].
Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.
В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.
Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2013 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями [6, c.118].
Количество конкурентов во многом зависит от существования различных барьеров, препятствующих вступлению новых фирм в отрасль. Эти барьеры есть не что иное, как факторы монополизации. К ним относятся:
1) эффект масштаба. В некоторых
отраслях (производство стали, алюминия,
автомобилестроение и др.) существующая
технология такова, что достигнуть
минимальных средних издержек
в долгосрочном периоде
2) финансовые барьеры.
В некоторых отраслях, для того
чтобы иметь эффективное
3) патенты. В законодательстве
многих стран, в том числе
Беларуси, предоставляется правовая
охрана изобретению в течение
определенного времени, если
оно является новым, имеет
Крупная фирма имеет возможность
финансировать собственные
4) лицензии – государство
может создавать барьеры для
вхождения фирм в отрасль
5) частная собственность
на важнейшие виды
6) нелегальные методы борьбы с конкурентами (нечестная конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, подвоза, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, а также агрессивные действия против конкурентов. Эти методы обстоятельно описаны в работах Дж.А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И.Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.), В.И. Ленина «Империализм как высшая фаза капитализма» (1916 г.). В настоящее время такие методы законодательно запрещены, однако в некоторых странах они все же встречаются [10, c.92-94].
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта [12, 187-201].
Монопольной цены складывается из следующих составляющих:
1) средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
2) обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;
3) монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Однако, как показывает опыт,
удержать такую цену в течение
длительного времени
Следует учитывать также
и то, что монополия может
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1) естественная;
2) административная;
3) экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1) деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении;
Информация о работе Цены и объем производства в условиях чистой монополии