Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. В
Введение 3
1 Основные черты и виды монополии 5
2 Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 15
3 Экономические последствия функционирования монополии 20
Заключение
Графическая интерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представлена на рисунке 3.
A MC
B
0
Рисунок 2.3 – Определение оптимального объема производства для фирмы-монополиста методом MR-MC
Точка пересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр отражает оптимальный объем производства. Причем на данном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику определяем, по какой цене данный объем производства может быть реализован монополистом, это параметр точки А — . Проекция точки В на ось ординат () отражает величину средних валовых издержек, соответствующих объему Qopt Таким образом, валовой доход монополиста будет соответствовать площади прямоугольника O, а величина валовых издержек — площади прямоугольника OB. Прибыль рассчитаем следующим образом:
(1)
что соответствует площади заштрихованной фигуры. Или:
(2)
При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
Ценовое регулирование может привести к полному или частичному отказу монополистов от недоразмещения ресурсов с целью получения экономических прибылей. Социально оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек.
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ
К основным негативным последствиям монополии принято относить:
Завышение цены означает, что монополист искусственно завышает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Соответственно наносится ущерб благосостоянию потребителей, которые покупают данную продукцию и тем потребителям, которые из-за повышения цены вынуждены отказаться от потребления данного товара.
равновесии монополиста не обеспечивается эффективный масштаб, так как
в результате ограничения сил конкуренции нет механизма, способствующего тому, чтобы долгосрочные средние издержки достигли минимума. Следовательно, привлеченные ресурсы используются неэффективно.
При значительных входных барьерах и отсутствии близких субститутов снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок, выпуску новых товаров, снижению издержек, совершенствованию качества [15, c.112-129].
Сравнение условий и результатов
хозяйствования при совершенной
конкуренции и монополии
Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.
Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.
Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рисунок 3.1).
P
Рисунок 3.1 – Монопольный выпуск
В этом случае монопольный выпуск составит против конкурентного Q при соответствующих ценах и . Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А – C), что даст величину потерь, равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.
При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС=АС) на уровне конкурентной цены (рис. 4) в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную (P–)/2. В случае с монополией он сокращается до (P–)/2, а монопольная прибыль составит (–). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу [14, c. 169].
Однако при монопольном
ценообразовании происходит не только
перераспределение
Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = ( – )/= ∆P/ и выразив через нее эластичность спроса Ed = (∆Q/Qk)/( ∆P/Pk) = (∆Q/Qk)/d, мы можем определить ∆Q = Edd и ∆Р = d. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= QkPkEdd2 / 2.
Потери «мертвого груза» – не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции [11, c.216-226].
Хотя потери эффективности
из-за монополии могут быть существенными,
большинство экономистов
Монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы, что свидетельствует о необходимости антимонопольного регулирования.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
В Республике Беларусь нынешняя
система хозяйствования унаследовала
экономику с высокой степенью
монополизации. Поэтому на данном этапе
огромное значение имеет создание и
усовершенствование законодательной
базы по поводу регулирования
В настоящее время
антимонопольная политика
Антимонопольная служба
Беларуси еще очень молода, но
уже сделаны ее первые шаги
к нормализации ситуации по
данным проблемам, принят Указ
Президента № 499 «О некоторых
мерах по совершенствованию
Информация о работе Цены и объем производства в условиях чистой монополии