Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка
Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.
В таком значении государственное управление экономикой присуще СССР — авторитарному государству, экономика которого основывалась на государственной собственности на средства производства и преобладающее количество произведенной продукции, на труде, незначительное экономическое стимулирование которого омрачалось малоэффективным идеологическим. В таких условиях управление хозяйственной деятельностью предприятий, основывающихся на государственной и квазигосударственной (так называемой колхозно-кооперативной) формах собственности, целиком возлагалось на соответствующие органы государственной власти, а именно — органы управления экономикой. Попытки осуществлять централизованное управление экономикой, недоверие к самостоятельности и инициативности (вернее, недопущение такой самостоятельности и инициативности) субъектов хозяйственной деятельности, приводили к созданию громоздких общесоюзной и республиканских систем управления экономикой с дублированием управленческих функций звеньями системы как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это влекло неэффективность управленческих решений, промедление с их принятием, многоразовую «перестраховку» и т. п. Все это отрицательно влияло на экономику в целом.
Таким образом, органы государственного управления экономикой осуществляли комплекс действий, практически определяющий базовые параметры функционирования предприятия. При таких условиях руководство предприятия действовало безынициативно, постоянно стараясь переложить ответственность на руководящие органы и избегая новаторских решений в стратегии и тактике работы предприятия.
В условиях изменения
общественного порядка и
8.
Понятие и сущность управления
экономикой в авторитарном
Государственное
управление экономикой предусматривает
прямое вмешательство органов
В таком значении государственное управление экономикой присуще СССР — авторитарному государству, экономика которого основывалась на государственной собственности на средства производства и преобладающее количество произведенной продукции, на труде, незначительное экономическое стимулирование которого омрачалось малоэффективным идеологическим. В таких условиях управление хозяйственной деятельностью предприятий, основывающихся на государственной и квазигосударственной (так называемой колхозно-кооперативной) формах собственности, целиком возлагалось на соответствующие органы государственной власти, а именно — органы управления экономикой. Попытки осуществлять централизованное управление экономикой, недоверие к самостоятельности и инициативности (вернее, недопущение такой самостоятельности и инициативности) субъектов хозяйственной деятельности, приводили к созданию громоздких общесоюзной и республиканских систем управления экономикой с дублированием управленческих функций звеньями системы как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это влекло неэффективность управленческих решений, промедление с их принятием, многоразовую «перестраховку» и т. п. Все это отрицательно влияло на экономику в целом.
10. Сущность
государственного
Для США характерно
прогнозирование и
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулировании; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральное, а также штаты, и местные органы власти.
Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете Управляющий федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).
При разработке
прогнозов широко используются методы
экспертных оценок и моделирования.
Процедура прогнозирования
Система государственного регулирования состоит из многих звеньев:
- Регулирующий механизм федерального правительства;
- Механизм штатов и местных органов власти;
- Государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
- Аппарат
административно-правового
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет.
Система государственных финансов США отражав трехступенчатую организаций государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты, штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти. Государство наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
Увеличение расходов на НИОКР - это только первый шаг в общей стратегии развития экономики. Следующий шаг - содействие
правительства в распространении стране технических знаний и новой техники, делая острый упор на малые предприятия, которых в США насчитывайся порядка 350 тысяч. Ученые США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения и открытия способны вызвать подъем в экономике.
Изменение действующей системы налогообложения в США направлено на стимулирование влияния частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение промышленных предприятий.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая система США включает прямые и косвенные налоги.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осущствляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
11.
Изменение характера рыночных
отношений в условиях
В условиях конкурентной
экономики рынок менее
12.
Роль и значение
Сложная, многоукладная
экономика содержит в своем составе
и государственный сектор, который
играет в ее функционировании не последнюю
роль. Пребывание имущества в государственной
собственности предусматривает
необходимость существования
13.
Основная характеристика
Казенным предприятием является такое предприятие, которое не подлежит приватизации и отвечает одному из условий:
— осуществляет производственную или иную деятельность, которая в соответствии с законодательством может осуществляться лишь государственным предприятием;
— главным потребителем продукции предприятия (более 50%) является государство;
— предприятие является субъектом естественных монополий.
Эти предприятия
ориентированы преимущественно
на государственный спрос или
на выполнение общественно значимых
функций, полная коммерциализация которых
или невозможна, или нецелесообразна,
должны находиться в непосредственном
ведении соответствующих
14
.Государственное
В целом основная
задача государственного регулирования
заключается в поддержании
Применение
принципов механизма
Принципы
механизма регулирования
Немаловажной
общей функцией является функция
стратегического планирования. Иногда
экономисты называет ее планово-прогнозной.
Обязательной функцией является организационная,
обеспечивающая системность подходов
в проведении реформ, целостность
государственной экономической
политики. В рыночной экономике роль
государства заключается в
15.
Реформы, осуществляемые
в стране, призванные изменить характер
участия государства в
Ориентирами, которых придерживается государство в процессе регулирования экономики, являются показатели, характеризующие уровень экономического развития и качество жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, состояние окружающей среды.
Итак, конкретнее государственное регулирование можно определить как влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике соответствующими средствами с целью сориентировать субъектов и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов государственной политики общественного развития. Государственное регулирование - это почти все функции государства, связанные с экономической и экономико-социальной деятельностью и призваны обеспечить условия функционирования рыночной экономической системы.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"