Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:52, шпаргалка
Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения.
Последние годы характеризуются для Украины тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.
24. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночные отношения
Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено прежде всего возникновением и обострением тех экономических и социальных проблем, которые не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. А также существуют такие области и отрасли экономики, которые вообще не смогут функционировать эффективно без регулирования и поддержки со стороны государства, которое должно выполнять свои функции, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма.
Это касается так называемых «общественных благ». «Общественными благами» называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры, такие, как маяки. На «общественные блага» не распространяется принцип исключения, то есть потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом.
Рынок не в
состоянии производить «
К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities2). Экстерналии — это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов стало исключительно результатом деятельности других субъектов рынка, например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии1 (издержки, потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.
При отсутствии вмешательства государства две стороны – источник и получатель экстриналий – не смогут прийти к взаимоприемлемому решению о том, как распределить между собой дополнительные выгоды или издержки. Но на практике такие договоренности возможны очень редко. Как могут договориться, например, химическая компания, загрязняющая атмосферу выбросами вредных веществ, и страдающее от этого население близлежащих городов и деревень? Хотя теоретически такое соглашение возможно, в реальности требуется вмешательство государства, которое запретило бы вредные выбросы или наложило штраф на компанию. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
В
стремлении максимизировать прибыль
каждый субъект экономической
Принимая
экономические решения, субъекты экономической
деятельности должны принимать во внимание
данные о спросе потребителей, ценах,
конкурентах, будущем развитии конъюнктуры
и многом другом. Однако информация
распространяется в экономической
среде неравномерно. Одни субъекты
рынка владеют большей
Получение информации, необходимой для принятия экономических решений любого уровня — от покупки овощей у уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране,— требует специальных усилий и затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные затраты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективность своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной — доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи и обработки информации это ограничение теряет силу). А в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто располагает большими знаниями о ситуации на рынке.
Неравномерность
распространения информации ведет
к тому, что некоторые из субъектов
рынка, располагающие большей информацией,
получают преимущество перед другими
и возможность принимать
Рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Рынок (по крайней мере, в его «идеальной» классической модели) нейтрален к социальным и моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности — на другом полюсе. Самые несправедливые пропорции распределения богатства, противоречащие общечеловеческой справедливости и морали, не противоречат принципам рынка, если накопление богатства на одном «полюсе» общества происходит на основе нормальных рыночных операций.
Ничем
не ограниченное рыночное распределение,
справедливое с точки зрения законов
рынка, приводит к резкой дифференциации
доходов, социальной незащищенности. Когда
рыночное распределение не устраивает
большинство населения, это чревато
серьезными социальными конфликтами.
Корректировать распределение, которое
обеспечивает рынок, должно государство.
Вмешательство государства
Эти
неоптимальные или
24.
Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства в экономику
Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены); обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.
Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть: воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; ориентация в основном не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо производятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).
Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.
К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических систем смешанного типа требует упомянуть и о недостатках государственного регулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так называемых «провалах» государства, когда через государственные органы принимаются решения нежелательные или неоптимальные с точки зрения общественных интересов.
В частности:
• государство не всегда обладает полной и объективной информацией для принятия оптимальных с точки Зрения общества экономических решений;
• бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются неспособностью государства принять своевременные и необходимые меры по корректировке текущей экономической ситуации;
• недостаток контроля общества за деятельностью государственных подразделений часто приводит к тому, что решения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом.
Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.
25.
Опасность монополизма
Особенность современного состояния экономики Украины заключается в том, что без эффективной конкуренции здесь сформировался своеобразный и опасный тип монополизма. В бывшем СССР идея монополизма изначально была заложена в модели хозяйственного механизма.
Самое опасное то, что в Украине пока что есть причины, которые дают почву для монополизма: сохранены некоторые принципиальные черты административно-командной системы, устойчивый и массовый дефицит товаров, который превращает производителей дефицитной продукции на монополистов подобное.
Главные принципы антимонопольного регулирования деятельности субъектов хозяйствования определены в Законах Украины «О ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», «О защите от недобросовестной конкуренции». Законами запрещается следующее:
-ограничение или прекращение производства товаров, нужных для рынка;
-навязывание контрагенту невыгодных ему условий договора;
-отказ от сбыта или закупки, которые дискриминируют участников хозяйственного оборота в случае отсутствия альтернативных источников поставки или сбыта;
-навязывание гражданам принудительных мер продажи товара;
-нарушение порядка использования свободных цен или завышения государственных и верхней границы регулируемых цен:
-нарушение объема сбыта или закупки, которые дискриминируют участников хозяйственного оборота при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта товаров, услуг.
Для государственного контроля за развитием конкуренции и ограничении монополистической деятельности в Украине создан Антимонопольный комитет.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственное управление экономикой"