Шпаргалка по "Экономическое теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.
2-3Основные этапы развития эк теории
4.Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.docx

— 110.53 Кб (Скачать файл)

1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства. В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения. В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон  и Аристотель. Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы. Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства. По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения. По Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли. Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.

2-3Основные этапы развития эк теории. 1)Впервые термин “политическая экономия” ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен.Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра). Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства. Школа физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда. Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда. Марксистская полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности. 2)Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе. Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой. Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется. Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.  Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

 4.Вклад российских ученых в развитие мировой      экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России.Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), экономист, положивший начало политэкономии в России, государственный и военный деятель, дипломат сер. и 2-ой пол. XVII в. Экономические взгляды Ордин-Нащокина – первое проявление русского меркантилизма. Будучи выразителем интересов купечества, он уделял много внимания вопросам торговли и ее организации. В то же время Ордин-Нащокин во всей своей государственной деятельности исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое; это отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики. 
ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым. 
Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Труды по проблемам политэкономии, истории русской промышленности, кооперативному движению. 
Чаянов Александр Васильевич (1888, Москва - 1937) - экономист-аграрник. Изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, он стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперации и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей. 
КОНДРАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938) — советский экономист, создатель концепции длинных волн конъюнктуры ("кондратьевских циклов"). В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50-55 лет) — "большие волны конъюнктуры". Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780-1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству. Исследованные им полувековые циклы в современной науке называют "кондратьевскими". 
Особенности развития экономической науки в России.(со второй половины 19 - нач. 20 веков) 
1. Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. 2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. 3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые.  
4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений – В. В. Святловский, А.И. Чупров, М.И.Туган-Барановский.

5.Экономическая теория: предмет и особенности методологии. Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов. Методология - это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъективном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:1)      субъективистский (с позиций субъективного идеализма);2)      неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);3)      рационалистический;4)      диалектико-материалистический.При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику –экономические проблемы в масштабе общества.Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

6    Экономические агенты представляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.В основном рассматривают три вида экономическихаг ентов:1) государство;2) фирмы(предприятия);3) домохозяйства (индивидуальные хозяйства). Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат прежде всего три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов. 
    К данному механизму обмена относятся следующие формы:1) форма обмена, имеющая властно—принудительный характер, т. е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности; 
2) форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т. е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т. д.;3) форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т. е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности. Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну их трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют:1) рыночные продукты; 
 2) нерыночные продукты. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических агентов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Следовательно, экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властями называют нерыночными агентами.

 

7Потребности, экономические ресурсы, экономические блага и их классификации.Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории. Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. экономические блага ограниченны, т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги. Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми. С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическое теории"