Шпаргалка по "Экономическое теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.
2-3Основные этапы развития эк теории
4.Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.docx

— 110.53 Кб (Скачать файл)

 

 

24Рыночная структура: сущность и классификации. Степень рыночной власти. Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.  Классификация рыночных структур представлена в таблице. Различают два типа рынков:1)совершенной конкуренции;2)несовершенной конкуренции. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией. Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Чистая монопсония – редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена. Олигопсония – это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска.

25Монополия. Естественная монополия. Экономические последствия монополии: потери «мертвого груза», Х-неэффективность.Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию. Монополия выступает в следующих формах: 
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом; 
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией); 
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия). Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции. Экономические последствия монополии 
В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения. При этом кривая рыночного предложения – это кривая общественных предельных затрат (МС). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство – предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадает с предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции: 
P=MC 
Цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей – суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника EFK. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами. 
Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор: максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти – одно из проявлений т.н. «X-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом Х.Лейбенстайном.

26Монополистическая конкуренция. Неэффективность монополистической конкуренции.Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Основные черты монополистической конкуренции: 
– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены; 
– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; 
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; 
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку). Неэффективность монополистической конкуренции:1. не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов (т.к. цена выше предельных издержек), ни производственную эффективность (т.к. производят меньший, чем эффективный объем продукции); 2. нет оптимального разнообразия товара; 3. на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их кол-во, но при полной занятости ресурсов производить такую же или большую величину продукции, а это усилит монополистическую тенденцию и сузит рамки конкуренции. Кроме того, огран-е числа действующих фирм на рынке фирм приведет к ограничению номенклатуры производимых благ и услуг.

27Олигополия. Ценовая дискриминация. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках. Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. В условиях олигополии возможны два варианта поведения предприятия: некооперативное и кооперативное. При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война – постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию. Укажем также на некоторые другие формы несовершенной конкуренции, с которыми может столкнуться предприятие на различных рынках. Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам. Упор на неценовую конкуренцию обусловлен двумя основными причинами. 1. Легкость дублирования. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижение цен. Вследствие этого возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала; конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция вверг нет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и полно дублированы, как снижение цен. 2. Значительные финансовые ресурсы. Более очевидная причина, по которой олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами для поддержания рекламы и развития продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более активно заниматься неценовой конкуренцией.

28Рынок труда. Заработная плата как цена фактора «труд».Рынок труда (рабочей силы) - это наиболее важная составная часть рынка факторов производства, на котором встречаются субъекты предложения рабочей силы (продавцы) - трудоспособное население; и субъекты спроса рабочей силы (покупатели) - предприниматели и государство. Особенностью рынков рабочей силы, и в частности, предложения труда, является то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько - отвести для альтернативного вида занятий - отдыха. Этим определяется продолжительность контрактов о найме в любом секторе экономики, при условии, что уровень оплаты является удовлетворительным для работника. Цена труда или заработная плата. На рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по: различным категориям работников; по видам работ; по наличию или отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся его оплаты для занятой части работников. Заработная плата является одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в рыночной экономике. В системе рыночных цен заработная плата особо важное понятие еще и потому, что через заработную плату распределяется около 3/4 национального дохода развитых стран. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы. Например, одним из показателей уровня инфляции является разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денежных выплат, а реальная - количество товаров, покупаемых в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы, т.е. определяется уровнем цен на товары и услуги. Различия в заработной плате. В большинстве случаев различия в заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ. Различия в оплате труда определяются качеством выполняемых функций, а также тем, что работа может быть приятной и неприятной, сложной и простой. Надбавка к заработной плате увеличивает ее основную ставку за выполнение работ в ночное время, в неблагоприятных или вредных для здоровья условиях. Высококвалифицированный труд вознаграждается более высокой заработной платой: во-первых, потому, что такой труд вносит более весомый вклад в получаемую прибыль; во-вторых, высокая зарплата квалифицированных специалистов компенсирует прошлые затраты времени, средств и усилий на образование и профессиональную подготовку. Существенные различия в заработной плате могут иметь место при отсутствии конкуренции между сугубо профессиональными группами работников, например, между сталеварами и врачами, танцорами и математиками, водителями грузовиков и воспитателями детских учреждений. Для представителя каждой из этих групп практически невозможно перейти из одной группы в другую, поэтому конкуренции между этими группами не возникает. Конкурентная среда возникает либо внутри каждой профессиональной группы, либо в группах взаимозаменяемых профессий и специальностей. Особую группу составляют люди, обладающие талантом или уникальными способностями: музыканты, ученые, гроссмейстеры и т.п. В оплату их труда входит элемент экономической ренты, оплаты за исключительность их природных дарований

29Рынок природных ресурсов (земли). Рента. В рыночной экономике земля - это важнейший ресурс и фактор производства, объект купли-продажи. Ее полезность определяется плодородием, наличием в недрах ценных полезных ископаемых и пригодностью для построек производственного и непроизводственного назначения. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов зависят от нескольких факторов. Динамика спроса основана на действии закона убывающей отдачи: предельная производительность (предельный доход) каждой дополнительной единицы площади земли постепенно уменьшается. Это означает, что с расширением количества используемых участков земли ее уникальность как фактора производства исчезает. Спрос на земельный ресурс в данном случае определяется следующими условиями:1) спросом на сельскохозяйственный продукт;2) уровнем дохода населения;3) общей численностью населения. С ростом населения и его плотности спрос на землю увеличивается;4) качеством ресурса. Плодородный чернозем более пригоден для сельскохозяйственных работ, поэтому спрос на него высок;5) месторасположением. Участки земли на территориях с мягким климатом очень ценятся и, как правило, стоят дорого. Земля - объект владения и пользования. С ней тесно связаны два понятия: аренда и рента. Аренда - это возможность пользования землей и прилагающимся к ней имуществом (какие-либо постройки и т.д.) За нее устанавливаются определенная плата, размер денежной суммы, регулярно выплачиваемый арендатором владельцу земельного участка. Рента - это доход, получаемый при использовании земли в качестве средства производства; плата за возможность распоряжения этим ценным ресурсом. Рента бывает дифференциальная (Iи IIстепени) и абсолютная. Дифрента I степени определяется природным плодородием и территориальным фактором, дифрента II степени дается как оценка антропогенного воздействия человека, направленного на облагораживание земли. Абсолютная рента представляет собой доход от единоличного и нераздельного пользования участком земли и его свойствами. Существуют объективные причины, по которым рынок земли не развивается:1) ограниченные доходы населения, что определяет узкие возможности в приобретении земельных участков;2) непрестижность сельскохозяйственного труда;3) отсутствие правовой базы и слабая развитость системы кредитования;4) недостаточная поддержка со стороны государства в вопросе приобретения и пользования землей.

30Рынок ссудного капитала. Процент. Рынок ссудного капитала — совокупность финансовых рынков, на которых происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Посредниками на рынке ссудного капитала выступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы. Главной задачей рынка ссудных капиталов является преобразование бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Заемщиками (дебиторами) являются, прежде всего, предпринимательские фирмы, использующие  заемные средства для создания нового капитала. Заемщиками являются также и индивидуальные потребители, которые берут взаймы средства для покупки товаров длительного пользования, и правительство — для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования создания объектов общественного назначения. Однако, если первые предъявляют спрос на капитал в денежной форме, то вторые — спрос на деньги. Спрос на деньги со стороны домохозяйств и государства не связан с предпринимательской деятельностью.  Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если собственник капитала передаст его для производительного использования предпринимателю. При этом капитал, ссужаемый на время, должен вернуться с приращением. Этот прирост называется процентом. Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени. Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции – это общее увеличение запаса капитала. Валовые инвестиции сравнивают с затратами на возмещение. Возмещение – это процесс замены изношенного основного капитала. Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение (износ).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическое теории"