Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Первоначально
рынок рассм-лся как место
Сегодня рынок рассм-ется как тип хозяйств. связей м/д субъектами хозяйствований, как система экон. отн-ий м/д экон. субъектами, складывающихся в связи с форм-нием рын. цен, колеблющихся в зав-сти от спроса и предл-ния.
Основы рын. экономики:
1.Многообразие форм соб-сти при преобладании частной собственности.
2.Свобода в принятии экон. решений.
3.Возможность для продавцов и покупателей выбора контрагентов.
4.Независимость экон.субъектов.
5.Наличие конкуренции.
6.Достоверная информация о рынке у его субъектов.
7.Право субъектов самим опред-ть цены на свои товары.
8.Наличие развитой рыночной инфраструктуры.
9.Наличие тесной связи с мировым рынком.
Инфраструктура
рынка - это совокупность институтов,
систем, служб, предприятий,
Основные функции рынка:
1.Ценообразующая
- взаимодействие спроса и
2.Информационная - рынок осуществляет сбор и переработку инф-ции о наличии необходимых товаров (о предложении), о спросе потребителей, о техн., производ. возможностях производителей и о тех направлениях, где м. приложить усилия для достижения собств. целях.
3.Распределительная - рынок эффективно распределяет огранич. ресурсы (труд, земля, капитал и др.) поср-вом конкуренции (а не в администр., централиз. порядке).
4.Стимулирующая - стимулирует и обеспечивает возможность предприним. деят-сти, что важно для экон. развития.
5.Контролирующая
- контролирует качество
6.Сонирующая (оздоравливающая,
очищающая) – ч/з механизм
7.Интегрирующая
(объединительная) - рынок связывает
воедино производителей и потре
8.Координирующая – корд-рует действия экон. агентов.
9.Дифференцирующая
- рынок дифференцирует
10.Форм-ние структурных пропорций в эк-ке и объёма производства разл. товаров и услуг (преобладание 1х отраслей произв-ва над др. - нефтяной рост ВВП в РФ).
11.Способствует расширению экон. пространства, устраняет нац. границы.
Преимущества рынка:
1.Св-во саморегуляции, выс. адаптивность, гибкость рын. цен.
2.Эффективное распределение ресурсов.
3.Наличие конкуренции.
4.Свобода и независимость субъектов рынка.
5.Бездефицитность экономики.
Недостаточность рынка (фиаско, провалы рынка):
1.Рынок сам по себе не в состоянии решить проблему занятости.
2.Рынок не
создаёт стимулов для
3.Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
4.Не обеспечивает
развитие фундаментальных
5.Ориентирован
не на производство соц.-
6.Не участвует в формировании и поддержании обороноспособности.
7.Др. недостатки.
7. Труд. теория стоимости и теория предельной полезности, их основные положения.
Экон. теория, к-ая определяет стоимость трудом (Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс) получила название труд. теории стои-ти. Согласно ей, стои-ть определяется трудом, а цена - это ден. выражение стои-сти товара. Все др. факторы, кр. труда, в этой теории не играют роли в образовании стоимости.
В 70-е года 19 века разные учёные в разных странах в одно и то же время создали теорию полезности, к-ая утверждает, что сведение стои-ти к затратам труда неприемлемо. Термин "стои-ть" они заменили термином "ценность" и считали, что ценность блага определяется не трудом, а степенью полезности блага.
Полезность - это удовлетворение, удовольствие, которое люди получают от исп-ния благ.
В экон. теории марксизма
полезность (потребительная стоимость)
рассматривается как
В теории полезности полезность рассматривается как субъект. оценка блага. Полезность и определяет цену товара (а не абстрактный общечеловеческий труд).
Сначала полезность в рамках рассматриваемой теории отмечалась как единственный фактор, определяющий цену.
В 90-е годы 19-го века был сделан следующий шаг в развитии теории полезности. Альфред Маршалл (англ. Эк-ст) показал, что цены определяются полезностью благ со стороны спроса и издержками производства со стороны предложения.
Ключевой категорией в этой теории явл. предельная полезность (то есть, доп. полезность) послед. единицы потребляемого блага: по мере насыщения потребности в данном благе его потребность падает.
9. Капитал, его сущность и виды. Осн. и оборотный капитал. Амортизация.
Капитал - важнейший фактор производства. Произв-во - это целесообразная деят-сть людей, выражающаяся в воздействии на вещество природы с целью превращения его в необходимые для потребления блага.
Постоянное
возобновление, повторение
Трактовки
сущности капитала
Класс. экон.теория
(А.Смит и Д. Рикардо) считала
капиталом средства
В экон.теории
марксизма капитал - это самовозрастающая
стоимость, т.е. ср-ва производ
Неоклассическая теория (Альфред Маршалл): на уровне микроэкономики капитал - это та часть богатства, которая, независимо от способа и сферы применения, м.б. использована для получения дохода. А на уровне макроэкономики капитал - это вся совокупность средств производства, к-ую можно использовать для производства материальных благ.
Джон Кейнс считал, что капитал - это богатство, способное приносить доход, больший, чем процент по депозиту в банке.
Йозеф Шумпетер: капитал - это фонд покупательной силы. Т.е., это деньги и платёжные средства, на к-ые приобретаются средства производства, обеспечивающие прогрессивное развитие общества.
Совр. трактовки капитала исходят из того, что капитал - это равноправный фактор производства, наряду с трудом и землёй. Не признаётся деление капитала на постоянный и переменный и, в шир. смысле, под капиталом понимается имущество, способное приносить доход.
Различают вещественный (реальный) капитал (капитал в физ. форме) - это те капитальные блага, к-ые служат для производства других товаров и услуг. К ним относят средства производства длительного и краткосрочного пользования, ден.капитал.
Денежный капитал - это, во-1ых, ден. средства для приобретения средств производства и, во-2ых, ден. выражение стоимости составляющих реального капитала (машин, оборудования и т.д.).
Финансовый капитал
- это капитал фин. группы, имеющей
возможность устанавливать
Челов. капитал - это
знания, умения, навыки, приобретённые
в процессе образования,
Существуют разл. критерии класс-ции видов капитала.
1.По форме соб-сти на капитал: 1)Частный капитал, 2) Гос. капитал, 3) Смешанный капитал, 4) Иностр. капитал.
2. По источникам формирования: 1) Собственный, 2) Заёмный
3.По направлениям
4.По форме: 1) Денежная, 2) Товарная, 3) Производительная
Промышл. капитал - это капитал, вложенный в любую отрасль матер. производства (в добывающую, обрабатывающую, строительсто, с/х, транспорт).
Капитал находится в движении и в этом движении отмечают разл. стадии. Пром. капитал в своём движении проходит 3 стадии:
1.Движение в сфере обращения.
Деньги исп-ся для найма
2.Процесс произв-ва. На
этой стадии раб. сила и
3.Капитал из товарной формы превращается в денежную (реализация товаров): Новый товар - Новые деньги.
Последовательные превращения капитала из 1ой формы в др. и прохождение его ч/з 3 стадии наз. кругооборотом капитала: Д-Т(РС+СП)...П...Т'-Д'
Разные части капитала
по-разному осущ-ют своё
Средства труда - это
все те вещи, с помощью к-ых
человек воздействует на
Амортизация - это ежегодные отчисления, показывающие объём капитала, потреблённого в процессе произв-ва в отдельные годы (они исп-ся на возмещение и потребление капитала).
10. Спрос
и предложение, факторы,
Спрос – представленная на рынке потребность в товарах, к-ые потребители м. купить при сложившихся ценах и ден. доходах потребителей. Спрос форм-ся под влиянием потребностей, подкреплённых ден. возможностями, т.е. платёжеспособный спрос. Если он отсут-ет, то реального спроса не сущ-ет. Величина спроса – кол-во товаров, к-ые покупатели хотят и м. приобрести по данной цене в течение опред. времени. Закон спроса – обратная завис-сть м/д рын. ценой товара и его кол-вом: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Согл. закону спроса, кол-во покупаемых товаров зависит от уровня цен. При снижении цены потребитель заинтересован приобрести больше товаров, возникает эффект дохода – это доля изм-ния предъявляемого спроса на подешевевший товар, вызванная выросшей соотв-но покупат. способностью. Товар при снижении цены на него дешевеет отн-но др. товаров, покупать его становится отн-но выгодно. Эффект замещения – та часть возросшей вел-ны спроса на подешевевший товар, к-ая образовалась от замены менее дорогост. товаром др. товаров, ставших отн-но дороже. Закон спроса определяет функц-ние всего рын. механизма. Не действует только в случаях ажиотажного спроса, вызванного ожиданием увел-я цен и в отн-нии редких и дорогост. товаров (золото, антиквариат).
Факторы, влияющие на спрос. Опред.фактор спроса – цена. Нецен. факторы: 1. Изм-ние в ден. доходах нас-ния: выше доходы – выше спрос, и наоб-т. 2. Изм-ние цен на др. товары, особенно на товары заменители (субституты). 3. Изм-ния в структуре нас-ния. 4. Экон. пол-ка гос-ва. Н-р, выплата пособий малоим. нас-нию ведёт к увел-ю спроса на товары для данной группы. 5. Изм-ние потребит. предпочтений под воздействием рекламы, моды.
Предл-ем наз. кол-во товаров и услуг, к-ые производители готовы продать по опред. цене за опред. время. Завис-сть м/д ценой и предл-ем прямая: при пр. равных условиях по мере роста цен производитель предлагает большее кол-во товаров и наоборот. Пред-е отражает реакцию производителя на рост рын.цены. Когда цена растёт, у производителя появл. стимул производить бол. объём данного товара. Выс. цена стимулирует приход производителей в данную область.
Предл-е также м. изм-ся под влиянием нец. факторов: 1. Изм-ние издержек пр-ва, источников ресурса, налог. политики. Стои-ть факторов пр-ва снижается, следовательно производитель увеличивает пр-во. 2. Изм-ние цен на ресурсы: дороже ресурсы – меньше предл-ия, и наоборот. 3. Изм-ние цен на др. товары: если изм-ся цены товаров, при пр-ве к-ых исп-ся те же ресурсы, исп-емые в пр-ве этого товара. Перелив капитала в более выгодную отрасль. 4. Прир. катастрофы, экон. политика, войны влияют на сокращение предл-я.