Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет экономической теории.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)


1. Предмет экономической теории. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты предполагали, что предметом изучения экономической теории являются проблемы материального благополучия общества; другие – проблемы социальной сферы и прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи – проблемы создания и распределения богатства; четвертые – проблемы повседневной жизни. Но современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: производственные ресурсы общества ограничены или редки, материальные же потребности людей в процессе развития человеческого общества безграничны. И в конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предмет экономической теории – отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

 

2. Метод  экономической теории. Метод научной абстракции предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, являются неизменными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повторяются. Анализ – мысленное расчленение анализируемого объекта на части и изучение каждой части отдельно. Синтез – соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом.

Индукция – выведение теорий из фактов, то есть следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция – выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, то есть следование от общего к частному. Исторический метод – предполагает, что экономические явления, имея свою историю, от момента появления, до современного состояния, исследуются в той последовательности, в которой они возникли. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод- предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипетии исторического развития и отражает современную структуру явления. Экономико-математическое моделирование, экономическая модель – упрощенное описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений. Позитивный анализ – исследует экономические явления как они есть; опирается на реальные экономические процессы. Нормативный анализ – основан на исследовании того, как должно быть, опирается на предположения о том, как должна функционировать экономическая система. Микроэкономический анализ – изучает малые экономические единицы, дает экономическое объяснение тому выбору, который делают частные лица. Макроэкономический анализ – изучает крупномасштабные  экономические явления, связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества.

 

3.Базовые экономические понятия: потребности, блага, ресурсы. Благо - любое материальное и нематериальное средство, способное удовлетворить потребности. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги.  Необходимо различать блага высшего и низшего порядка, или прямые и косвенные блага. Средство для удовлетворения потребностей.

Потребность – нужна в чем-либо или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, которое можно преодолеть путем использования определенных благ. Потребности могут быть физиологическими, социальными и пр.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства. Экономическая теория выделяет 2 группы ресурсов – материальные и людские. Материальные – капитал, земля, людские – труд и предпринимательская способность.

 

4.Экономические системы: основные ступени развития и современные экономические системы. Экономическая система представляет собой совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности. Для отличия одной экономической системы от другой необходимо проанализировать формы собственности, лежащие в основе этих экономических систем.

В развивающихся странах действует традиционная экономическая система, в ряде государств сохранились ее некоторые элементы. Очевидно, что с каждым днем таких экономических систем становится все меньше.

1.Административно-командная экономика. Такая экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, то есть возможности использования дополнительных ресурсов.

2.Экономическая система чистого капитализма. Считается, что экономическая система чистого капитализма способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту.

3.Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, одни  страны больше тяготеют к административно-командным методам, а другие к рыночным

4.Российская модель смешанной экономики только формируется и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей.

 

 

5. Причины возникновения рыночной организации хозяйства. Эволюция всех известных человеку экономических систем, происходит как следствие поиска способов решений извечной дилеммы: "ресурсы ограничены - потребности безграничны". Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в них для удовлетворения всех существующих потребностей. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени из имеющихся ограниченных ресурсов. В свою очередь повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продукциями труда.

 

6. Экономический выбор, кривая  производственных возможностей. Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона падающей производительности.

Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.

Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, что каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными.

Рис. 3.1. Кривая производственных возможностей

При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства двух товаров находятся на границе производственных возможностей.

Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли – точки С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.

 

7. Спрос и предложение. Рынок: - механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Функции: 1.Функция саморегулирования товарного производства,2. Стимулирующая, 3.Информационная, 4.Посредническая, 5.Регулирующая.

Структура состоит из 3 элементов: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Виды рынка: по объектам обмена, по географическому положению, по степени ограниченности конкуренции, по соответствию действующему законодательству, по отраслям, по характеру продаж.

Закон спроса – при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

Кривая спроса – географическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса на этот товар, предъявляемого покупателем. Индивидуальный спрос- спрос, предъявляемый отдельным покупателем. Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов.

Факторы влияющие на спрос: 1.Вкусы и предпочтения потребителей, которые, в свою очередь, определяются: модой, рекламой и тд. если вкусы изменяются в пользу товара, то спрос на него увеличивается и кривая спроса сместится вправо и вверх.

2.Уровень дохода населения. если доход большой- спрос растет, кривая смещается вправо, если падает – спрос уменьшается, кривая- влево.

Закон предложения – на любых рынках, при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения.

Кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Факторы влияющие на предложение:1. Цены ресурсов, используемые в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, тем ниже его прибыль, тем меньше желание предлагать товар на продажу, следовательно при увеличении цен вводимых факторов производства предложение снижается, а уменьшение цен, наоборот стимулирует повышение предложения.

2.Уровень технологий. любое технологическое усовершенствование, приводит к сокращению затрат.

3. налоги и субсидии. Рост налогов – рост издержек – сокращение предложения. Субсидии ведут к снижению издержек.

 

 

8. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки. Равновесие цены – когда количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, предлагаемому к продаже фирмами. Избыточное предложение – превышение объема предложения над спросом) – излишки. Избыточный спрос – наоборот – дефицит.

Ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю.

 

9. Эластичность. Эластичность спроса по цене – процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Коэффициент ценовой эластичности спроса = Изменение количества спрашиваемой продукции в % : Изменение цены, вызвавшее подобное изменение величины спроса  в процентах.

Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса: 1.Чем больше заменителей у товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него. 2.Чем больше место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса. 3. Предметы первой необходимости имеют невысокую эластичность, спрос же на предметы роскоши эластичен.

4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных.

Эластичность предложения по цене – процентное изменение объема предложения товара, вызванное однопроцентным изменением его цены, при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем предложения. Коэффициент = изменение количества предлагаемой продукции в % : изменение цены, вызвавшее изменение величины предложения в процентах.

Факторы влияющие: 1. Эластичность предложения тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения. 2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производить быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство другой. 3. От фактора времени – чем больше его для приспособления к рыночным условиям, тем эластичней предложение.

Особенностью эластичность предложения является, то что при любом повышении цены доход производителя повышается, а при любом ее снижении – падает.

 

10.Потребительское поведение. Количественный подход. Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений – бюджетное сдерживание. Денежные доходы всех потребителей ограничены в большей или меньшей степени. Практически не существует ни одного человека, который не был бы ограничен в своих доходах, поэтому все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние денежного дохода. Теория потребительского поведения должна отвечать на вопрос: сколько единиц каждого блага будет приобретать потребитель при данных доходе и ценах и как изменится его поведение при изменении указанных ограничений. Механизм потребительского поведения и теория потребительского поведения опираются на ряд положений: множественность(много вариантов для удовлетворения потребностей),  суверенитет (возможность осуществить определенный набор благ из их множества), рациональность( можно сравнить и выбрать набор благ предпочтительный для себя).

Количественная измеримость полезности дает возможность потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы блага и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории потребительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"