Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономической теории".
11. потребительское поведение. Порядковый подход. См. билет 10. Порядковая теория исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнить и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтений и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах:
1.ненасыщенность – люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему.
2. Упорядоченность предпочтения потребителя. – потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность.
3. Транзитивность предпочтений – при принятии решения о покупке потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие.
12 Эффект дохода и эффект замещения. Суть эффекта дохода состоит в том, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника сокращается. Следовательно, эффект замещения от повышения заработной платы приведет к росту предложения труда, а эффект дохода выразится в его сокращении. Конечное изменение зависит от относительной силы эффекта замещения и эффекта дохода.
Суть эффекта замещения – в росте предложения труда отдельного работника по мере роста заработной платы. Дальнейший рост заработной платы, при условии стабильности цен, приводит к росту реальных доходов работника, который стремится больше отдыхать и сокращает свое рабочее время.
13.Производство и факторы производства.Производственная функция. Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить. Выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. ТРУД представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. КАПИТАЛ является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.
14. Правило максимизации прибыли, правило наименьших издержек. Формула безубыточности – показывает зависимость между объемами выручки Q , цены P, и постоянными и переменными издержками.Q?Pед.пред.=(FC+Cпе
FC- постоян издержки, C- издержки
4 пути повышения прибыли:
1. Повышение цены реализации
2. Снижение переменных затрат на единицу.
3. Увеличение объема реализации.
4. Снижение постоянных затрат на единицу
15. ИЗОКВАНТА, ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ. Изокванта - кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависимость изображена на рис. 21.1.
Рис. 21.1. Изокванта
Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.
Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.
Изокванты могут иметь различную конфигурацию: линейную, жесткой дополняемости, непрерывной замещаемости, ломаной изокванты. Здесь выделим две первые.
Карта изоквант представляет собой набор изоквант, каждая из которых иллюстрирует максимально допустимый объем производства продукции при любом данном наборе факторов производства. Карта изоквант является альтернативным способом изображения производственной функции.
Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей. Карта изоквант схожа с контурной картой горы: все большие высоты показаны посредством кривых (рис. 21.4).
Карта изоквант может быть использована для того, чтобы показать возможности выбора среди множества вариантов организации производства в рамках короткого периода, когда, например, капитал является постоянным фактором, а труд - переменным фактором.
16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФИРМЫ. Экономическая природа фирмы та же, что и поземельной ренты - она дает излишек дохода, который обусловливается усиленным спросом на продукты данного предприятия. Клиенты заведения могут не знать его собственника, но они замечают место нахождения и имя предприятия, известность которого с течением времени распространяется среди все бoльшего круга потребителей. Таким путем ценность предприятия заключается не столько в помещении, находящемся, может быть, на самом бойком месте, не в количестве сложенных в его подвалах и складах товаров, сколько в известности фирмы. Эта ценность всегда обнаруживается при продаже торгового предприятия, цена которого значительно превзойдет стоимость материального состава его, помещения, обстановки, товаров, - очевидно, разность обусловливается ценностью фирмы. Если юридическая защита вызывается жизненными интересами, то необходимость права на фирму обусловливается всецело той ценностью, какую имеет торговое предприятие как таковое. Сам купец заинтересован не в том, чтобы его не смешивали с другими купцами, а чтобы его предприятие не смешивалось публикой с другими предприятиями.
17. ФИРМА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ИНСТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД
Фирма - самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью, обладающий обособленным имуществом. Теория фирмы определяется 2 подходами к ее изучению.
1. Технологический (функциональный) подход. Его суть заключена в том, что всегда возможно найти ту производственную функцию, которая максимально соответствует объему выпуска при всех альтернативных комбинациях факторов производства и определенном уровне технологического развития. В рамках данного подхода главной является проблема оптимального размера фирмы и ее масштаба производства . Оказывается, что наиболее эффективен тот вариант, который не вызывает резкого роста переменных издержек, которые зависят от объема выпуска.
2. Институциональный подход ставит своей проблемой не изучение стремления к максимизации прибыли, а объяснение возник новения фирмы , способов дальнейшего развития и в конечном счете ухода с рынка. Рассмотрим экономику, в которой экономические субъекты самостоятельно занимаются производством и обменом и не нуждаются в образовании фирмы. Однако вследствие того что все ресурсы и оборудование рассредоточены в экономике , отдельным л и ц а м приходится вести длительные переговоры по поводу соединения всех средств труда в единое производство. А это долго и дорого с точки зрения трансакционных издержек. Фирма же сочетает в себе и факторы производства, и наличие оборудования, поэтому является наиболее удобной формой организации производственной деятельности. Фирма интенсивно развивается, когда достигается цель максимизации прибыли и снижения издержек производства, когда оборудование технологически усовершенствовано и в производстве применяются последние достижения науки. Кроме того, фирма должна учитывать интересы потребителей, чтобы не нарушать рыночное равновесие. Все это позволяет вести конкурентную борьбу и удержать определенную долю рынка.
Однако существуют ситуации, в которых фирма теряет контроль над рынком (динамика налоговой и процентной ставки, изменение курса валют и т.д.) и вынуждена покинуть рынок вследствие своей неэффективности.
20. Доход и прибыль. Прибыль – часть валового дохода предприятия, за вычетом его издержек. Виды: бухгалтерская – рассчитывается как разница от дохода и учтенными издержками, Экономическая – разность между доходами от продаж и эконом издержками с учетом неявных, валовая – разность между валовой прибылью и валовыми издержками.
Доход – суммарная стоимость всей производственной за год продукции. Валовый доход рассчитывается как произведение цены товара на объем его реализации.
21. Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная: 1) наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. 2) торговля осуществляется стандартизированным продуктом.
3)Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену.
4) Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с однородным характером реализуемой продукции.
5) Покупатели хорошо информированы о ценах, если кто то из производителе повысит цену, то потеряет их.
6. продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен.
7. свободный вход и вход из отрасли.
Несовершенная конкуренция смотри в билете №22
22. модели рынка несовершенной конкуренции:
.чистая монополия (рынок одного продавца )
такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
1. монополистическая конкуренция
тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.
2. Олигополия
рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным (например, автомобили, компьютеры) и стандартизированным (сталь, алюминий).
Господствуют 2 — 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.
23.антимонопольное законодательство и регулирование экономики
совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
Регулирование экономики - воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Регулирование экономики может осуществляться в формах директивного планирования, стимульного регулирования и рыночного саморегулирования.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Рынок труда- это регулятор механизма формирования ставок заработной платы. Совокупность сферы формирования спроса и предложения на рабочую силу. Это единый рынок может поднять свою цену.
25.1.Заработная плата. 2.Дифференциация ставок заработной платы.
1. денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд. Регулируется трудовым договором. В зависимости от характера оказываемых услуг называется по-разному: жалованье (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководящих кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д. Может начисляться либо пропорционально производительности труда (сдельная), либо пропорционально отработанному времени (повременная). К заработной плате приравнены некоторые добавки: регулярные премии, поощрительные выплаты, тринадцатая зарплата, пособия по болезни, выходные пособия в случае увольнения и др. Применяются различные формы (премиальная, аккордная, коллективная, индивидуальная).
2. В целом это можно объяснить взаимодействием спроса и предложения. Если предложение какого-то конкретного вида труда очень велико по отношению к спросу на него, то в результате заработная плата будет низкой. А если спрос большой, а предложение нет , то заработная плата будет очень высокой.
Если все рабочие однородны, все работы одинаково привлекательны для рабочих и рынки труда совершенно конкурентны, то все рабочие получали бы абсолютно одну и ту же ставку заработной платы . При наличии в экономике одного вида труда и фактически одного вида работ конкуренция приводит к единственной ставке заработной платы для всех рабочих.