Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:51, шпаргалка
1. Возникновение и эволюция экономических знаний
2. Экономическая теория: предмет, метод, функции, экономические законы и категории.
3. Экономическая система и её элементы.
Например, по альтернативности возмож-ностей их использования, взаимозаме-няемости, исчерпаемости и неисчерпае-мости в данный период времени и т. д.
Альтернативные затраты - это затраты, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего из других альтернативных вариантов использования ресурсов.
7. Рынок: сущность, структура, инфраструктура.
Рынок – это место встречи покупате-лей и продавцов, между которыми, осуществляется обмен по установлен-ной ранее цене.)
Функции рынка:
а) балансирующая (баланс между це-ной, D и S);
б) установить взаимоотношения меж-ду продавцом и покупателем.
в) регулирующая – предполагает уста-новление таких эк-х взаимоотноше-ний, к-е привели бы к появлению това-ра или услуги к-е пользуются D и S.
г) санирующая (оздоравливающая) – в эконо-ком хозяйствовании остаются только сильные п/п путем конкурен-ции, а слабые уходят.
д) обеспечение информацией всех участников.
В экономической лит-ре посвященной проблемам рынка уделяется внимание и структуре рынка. Это объясняется двумя обстоятельствами:
1- рыночная экономика по своей
сути яв-ся совокупностью
2- исследования этих рынков
Чаще всего выделяют следующие структуры рынка:
- рынок товаров
- рынок промышленных товаров и услуг:а) р-к потребительских товаров;
б) р-к продовольственных товаров;
в) р-к зданий и сооружений не производственного назначения;
г) р-к услуг; д) р-к жилья.
- рынок денег, валюты, ценных бумаг;
- рынок рабочей силы, рабочих мест, рынок труда.
- рынок информации, интеллек-туального продукта, инновации (ново-введении) «ноу-хау».
Инфраструктура рынка – это совокупность п/п, учереждений и организации, обеспечивающих пос-тоянную и устойчивую взаимосвязь между основными субъектами рыноч-ной эк-ки (продавцов и покупателей).
Рыночная инфраструктура включает:
1-сеть п/п, маг-ов розничной торгов-ли;
2-п/п и организации, занимающиеся оптовой торговлей; 3- биржи;
4-п/п, торгующие ссудным капиталом (банки, страх. компании);
5- п/п занимающиеся информацион-
Центральное место в рын. инфраст-руктуре занимают биржы, это объяс-няется след. обстоятельствами:
- биржи в рын.эк-ке занимают
плано-вую систему
- биржи обеспечивают
- определяют цену товара на
перспек-тиву и обесп-ют
- биржи страхуют от резких колебаний цен.
Современная биржа – регулярно функционирующий оптовый р-к, наи-более развитая его форма торговли массовыми товарами (товарная бир-жа, РЦБ, фондовая биржа и рынок иностранной валюты (валютная)).
8. Рыночные механизмы
Рынок обладает определенным механизмом, который способен саморегулироваться и эффективно функционировать в экономике.
Рынок – это сфера экономических отношении между людьми, состоящая из взаимной купли – продажи товаров и услуг.
Рыночный механизмы сравнивают
с непрерывным референдумом, в
котором потребители «голосуют»
- субъекты (продавцы, покупатели, посредники, органы власти);
- объекты (различные виды рынков – капиталов, товаров, ценных бумаг);
- связи между субъектами (кооперация- сотрудничество, конкуренция);
- ценовой механизм (механизм формирования и распределения экономических ресурсов);
- информация о принимаемых
- средства принятия
При всем многообразии РМ
центральным звеном является
отношения между продавцом и
покупателем. РМ отдельного государства
в современных условиях
9 Классификация факторов производства и их экономическая сущность.
Производство – это сфера деятельности, в которой осуществляются затраты экономических ресурсов, в результате которых получаются необходимые материальные блага. Различают материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, с/х, строительство, коммунальное хозяйство).
Нематериальное производство связано с производством
(оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. (П. здравоохранение, образование).Экономические ресурсы называют факторами производства и от того, как используются экономические ресурсы зависит:
Доход тех, кто владеет факторами производства
Результат работы предприятия
Снижение затрат и цен на готовую продукцию
Выделяют следующие факторы:
Труд – человеческие ресурсы
Земля – природные, материальные ресурсы
Капитал
Предпринимательский фактор.
Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента. Капитал – это средство производства, созданное людьми и денежные накопления, которые используются в производстве товаров и услуг, и все эти производственные ресурсы направлены на повышение производительности труда. Различают основной и оборотный капитал.
Основной капитал - здание, сооружение, оборудование.
Оборотный капитал - сырье, материалы и т.д.
Предпринимательская деятельность – это разновидность трудовых усилий; это управленческие и организационные навыки, которые необходимы предпринимателям, фирмам для производства товаров; особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства, с целью максимизации дохода.
10. Издержки производства и
Издержки – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Все издержки производства подраз-деляются на постоянные и перемен-ные. Постоянные (FC) – издержки, величина к-х не меняется и незави-сит от объема пр-ва (затраты на зда-ние, оборудование, арендная плата и т.д.). Должны быть оплачены даже если фирма ничего не произ-водит.
Переменные (VC) – издержки, к-е изменяются в зависимости от изменения объема пр-ва (на сырьё, материалы, топливо).
Общие издержки (TC) – сумма общих постоянных и общих пере-менных издержек.
Средние издержки (AC) – издержки в расчете на ед. выпускаемой продукции.
Придельные издержки (MC) – это издержки, связанные с произ-вом еще одной ед-цы продукции.
MR – придельная выручка. Когда MC
начинает превышать MR прибыль уменьшается,
следовательно основное
Для оценки дея-ти фирмы в усло-виях рынка определяющие значе-ние имеет категория альтернатив-ных или вмененных издержек, именно их в отличии от бух-ких называют экономическими (то, что мы не получили).
Различают явные (внешние) издер-жки и неявные (внутренние /скры-тые) издержки.
Вмененные издержки, которые не-зависят от дея-ти фирмы – назы-вают внешними (или явными издержками).
Неявные - издержки от использо-вания внутренних ресурсов фирмы (станков, оборудования, материа-лов, а т/ж предпринимательских способностей бизнесмена). Кроме того сюда можно включить владение лицензией, торговой маркой и т.д. Это имеет значение при определении прибыли фирмы, в наиболее общем виде прибыль рассчитывается по формуле:
Пр = Дох.-Рос., однако, если из общего дохода мы вычетаем только внешние издержки, то в результате получим бух. прибыль, которая не учитывает скрытые (внутренние издержки). А экономическая Пр. представляет собой разность между доходом от продажи и вмененными издерж-ками на ресурсы, использованные для производства данного товара.
Прибыль – это разность между выручкой и затратами.
Различают 3 показателя прибыли:
1) Общая прибыль (ТП) – это при-быль
получена от произ-ва и реа-
2)Придельная прибыль (МП) – прибыль полученная от произ-водства и реализации каждой до-полнительной ед. продукции.
3) Средняя прибыль (АП) – прибыль, полученная от производства и реализации одной ед. продукции.
11. Предложение фирмы в условиях конкурентной и неконкурентной рыночной среды
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
12 Макроэкономические проблемы экономической теории.
Макроэкономика явл-ся важнейшим разделом эк-кой теории, в котором исследуются функционирование национальной экономики как единого целого. К ключевым проблемам отн-ся: - формирование объема и структуры общественного продукта; - факторы и механизм экономического роста; - причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике; - взаимодействие денежного и реального секторов экономики; - природа и социально-экономические последствия инфляции; - факторы, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики и определяющие уровень безработицы; - воздействие государ-ой политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения; - влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.