Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:51, шпаргалка
1. Возникновение и эволюция экономических знаний
2. Экономическая теория: предмет, метод, функции, экономические законы и категории.
3. Экономическая система и её элементы.
13 Основные показатели
развития национального
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.
Валовой национальный продукт (ВНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. В нашей стране ВНП исчисляется статистикой с 1987 г. и принципиально отличается от применявшихся у нас ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в материальном, но и в нематериальном производстве.
Национальный доход - один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. Национальный доход представляет собой сумму всех видов доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического периода за их вклад в производство валового национального продукта.
Чистый национальный продукт (ЧНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. ЧНП представляет собой разницу между валовым национальным продуктом и суммой амортизационных отчислений в национальном хозяйстве.
Налоги косвенные - налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год).
Чистый внутренний продукт (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений.
14 Методы подсчета ВНП.
Валовой национальный продукт(ВНП)- сумма конечных товаров и услуг производимых в экономике за год. Расчет ВНП методом расходов: ВНП= расходы потребителей + расходы фирм + расходы государства + чистые налоги.
В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью ввезенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений, степени развитости эк-ки применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Он представляет собой ВНП за вычетом сальдо платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты эк-кой деятельности только внутри каждой страны. Если из ВВП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД) это совокупность НД= ЧНП – косвенные налоги доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг. Различают ВНП реальный и ВНП номинальный. Зная, их мы можем подсчитать дефлятор ВНП (уровень цен общий) = ВНП номинальный/ ВНП реальный
15. Государство и экономика: принципы и методы государственного регулирования.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:1). гос. должно финан-сировать только те социально- значи-мые отрасли которые не привлекают частный бизнес. 2). государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. 3). государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и соц. стабильности. 4). государственное вмешательство в рыночные процессы тем, эффективнее, чем в более рыночную форму оно облачено.
5) особую значимость
- правовые- система законодательных норм и правил.
- административные - осуществляет-ся контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.
- экономические - влияние на совокупный спрос, совокупное пред-ложение, структуризацию экономики и соц. условий. А также–программирование, прогнозирование, планирование – через инвестиции в опред. отрасли хоз-ва.
– гос-во поддерживает сферу образо-вания, здравоохранения.
– гос-во осуществляет прямое воздействие на национальный рынок путем государственного заказа.
Экономическая дея-ть любого совре-менного гос-ва строится исключи-тельно на определенной правовой основе, которая прежде всего регулирует как взаимоотношение между субъектами экономических процессов так и взаимоотношение между субъектами рыночной эк-ки и гос-вом. Правовое регулирование включает в себя прежде всего закон-дательные и нормативные акты. В России это прежде всего ГК РФ, частично КоАП, УК РФ и др., а т/ж постановления правительства РФ. С точки зрения среди закон-х актов важнейшую роль играют антимоно-польные законы. В РФ этот закон называется антимонопольным, его основная задача максимально сох-ранить конкурентную среду в эко-номике и воспрепятствовать появле-нию очень крупных фирм. Незря по этому в эк-ке имеется олигополия. Макроэкономическая стабилизация, её можно определить как дея-ть правительства направленную на обеспечение эк.роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Имея в «руках» инструменты эк-го регулирования и возможность влиять на распределение финансов гос-ва имеет возможность прежде всего через налоги и н/о влиять на размещение ресурсов, перераспределения их таким образом, чтобы они способствовали выполнению гос-м своих функции.
С целью решения выше перечис-ленных задач в распоржении гос-ва имеется довольно большой выбор инструментов: - фискальная поли-тика, - денежная политика, - политика регулирования доходов, - соц. политика, - внешне-экономическая политика.
16 Макроэкономическое равновесие.
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие. Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:
1. Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления.
2. Все предприниматели должны
найти на рынке факторы
3. Весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Идеальное равновесие исходит
из предпосылок идеальной
Реальное макроэкономическое равновесие - равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок. Различают частичное и полное равновесие:
Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства. Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие. Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности. На денежном рынке равновесие достигается за счет гибкости процентной ставки, которая балансирует количество накопленных у домохозяйств денег (сбережения) и величину спроса со стороны предпринимателей (инвестиции). Если потребители сокращают спрос на товары и увеличивают накопления, при данной процентной ставке появляются нереализованные товары. Производители станут сокращать производство и снижать цены. Одновременно начинает падать процентная ставка, поскольку спрос на финансовые ресурсы для инвестиций сокращается. В этой ситуации сбережения начинают сокращаться, поскольку процентная ставка сокращается, а на рынке много дешевого товара, а инвестиции начинают расти по причине дешевизны кредитов. В результате при новой процентной ставке общее рыночное равновесие восстановится на прежнем уровне объема производства, соответствующем полной занятости.
Классическая модель достижения макроэкономического равновесия:
исходит из того, что рын. система способна к автоматическому саморегулированию. Важнейшей особенностью классической школы является положение о том, что предложение благ порождает спрос на эти блага. Это положение выражено в законе Сэя. Согласно этому закону каждый предприниматель, продав свой товар на рынке должен сразу же все полученные средства от продажи потратить на приобретение др. товаров.
Кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия
Из теории Кейнса: главная задача государства состоит в сохранении макроэкономического равновесия через воздействие на сов. спрос.
Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм. Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту.
В этой модели важную роль играет мультипликатор. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода; это соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост объемам инвестиций. Он показывает зависимость прироста нац. дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается, когда потребители склонны использовать прирост дохода для роста потребления, и уменьшается при усилении склонности к накоплению сбережений.
В годы, когда гос-во старалось не вмешиваться в экономику(перестройка), привели к несбалансированности экономики, то есть главная роль гос-ва – быть регулирующим центром в развитии экономики.
17. Неоклассическая и кейнсианская модели.
Воззрения представителей классичес-кой и неоклассической школы на проблему макроэкономического рав-новесия традиционно рассматриваются в учебной экономической лит-ре для лучшего понимания различий в их концепциях и концепции осново-положниками макроэкономического анализа Дж. М. Кейнса.
Формально никто из представителей классиков и неоклассиков: (Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др.) не оперировал макроэко-номическими категориями.
Сразу следует оговориться, что предс-тавители классического направления рассматривали модель обще-экономи-ческого равновесия только в кратко-срочном периоде для условии совер-шенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков: Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского эконо-миста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими слова-ми, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, рав-ный ценности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен её полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как тако-вых, а приобретение различных матери-альных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономических агентов.
На чем основано утверждение, что весь доход обязательно будет потрачен? Вполне разумно предположить, что какая-то часть попутного дохода не будет израсходована его владельцем и приобретет форму сбережений, что, в свою очередь, вызовет соответствую-щее сокращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продук-ции и, в конечном счете, приведет к сок-ращению занятости. Такое предполо-жение сразу же ставит под удар спра-ведливость закона Сэя, так изъятие части средств из кругооборота «доходы — расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а, следовательно, к нарушению существующего равновесия между совокупным предложением и создаваемым им совокупным спросом.