Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка
1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.
Уже на стадии становления рыночной экономики велась борьба с инфляцией, с эконом. кризисами. Этого можно достичь с помощью разумного использования налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также тщательно отрегулированной финансовой системы. В последние годы правительства развитых стран осуществляют политику поддержания экономического роста, которая включает:
Правительство представляет интересы своей страны на международной арене и заключает выгодные соглашения с другими странами по широчайшему ряду вопросов. Международные сферы экономической политики можно разделить на четыре группы:
Совр. рыночная экономика явл. гос. регулируемой. Более того, совр-е демократ-е гос-во явл. гарантом цивилизов-ти, оптим-ти и стабильности рыночной экономики.
47. Налоговая система: сущность, значение и виды налогов.
Для того чтобы выполнять свои функции, государству необходимы средства. Конкретным их воплощением является бюджет. Основным источником доходов бюджета выступают налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.
Принято различать две основные функции налогов:
Значительное повышение налогов может сдерживать или делать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Высокие налоги на сверхприбыль регулируют цены.
Две вышеназванные функции являются взаимосвязанными. Рост налоговых поступлений (фискальная функция) дает материальную возможность для осуществления экономической функции. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.
В практике налогообложения большинства государств получили распространение три основных способа взимания налогов:
Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном. В государствах с унитарным устройством (Франция, Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном.
По объекту обложения налоги делятся на:
По принципам построения различают:
В зависимости от характера использования налоги бывают:
Различают:
48. Государственный и
местный бюджеты: источники доходов
и основные направления
Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Денежное обращение – это показатель экономического и социального состояния и политического положения государства.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Особенности государственного бюджета:
Основными функциями государственного бюджета являются:
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Расходы государственного бюджета:
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Доходы местных бюджетов включают:
Расходы местных бюджетов включают:
49. Международная торговля
и закон сравнительных
Производ-е возм-ти разных стран сильно отлич-ся друг от друга. Конечно, каждая страна может попытаться производить все виды товаров. Однако очевидно, что если это ей и удастся, то лишь при огромных издержках производства. Так, виноград, вероятно, можно было бы выращивать (в теплицах) и в Шотландии. Но стоимость его была бы в этом случае непомерно велика. Более того, даже если две страны могут производить одни и те же товары, то каждая из них легко обнаружит, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-то определённых товаров и торговать ими в обмен на другие товары.
Междунар-я торговля взаимовыгодна даже в том случае, если одна из двух стран может производить все виды товаров дешевле, чем другая. Дело в том, что если между странами сущ-т различие в относит-й эффект-ти при произв-ве разных товаров, то каждой из них выгоднее специализироваться на произв-ве тех товаров, где она располагает сравнит-м преимуществом.
Какова ж сущность закона сравнительного преимущества?