Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка
1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.
13.Товарное хозяйство: условия становления и развития.
Товарное
хозяйство - хозяйство, в котором необходимые
обществу блага производятся
отдельными обособленными производителями,
каждый из которых специализируется на
создании определенного вида блага, вследствие
чего происходит регулярный обмен продуктами
труда как товарами на рынке.
Из данного определения видно, что производство становится товарным, если существуют два условия: специализация производителей и их экономическая обособленность.
Специализация предполагает то, что каждый производитель создает определенный вид блага: хлеб, молоко, обувь, одежду и т.д.
Поскольку каждое благо способно
удовлетворить лишь одну какую-то потребность,
тогда как у его производителя потребности
весьма разнообразны, то блага производятся
в объеме, превышающем потребность в нем
самого производителя, и их излишек обменивается
на другие необходимые производителю
блага. Таким образом, специализация обусловливает необходимость
в обмене результатами труда производителей.
Специализация - форма разделения труда между странами, сферами, отраслями, предприятиями, а также внутри отдельных предприятий.
Экономическая обособленность- независимость производителей,
их самостоятельность в принятии решений
в вопросах: что, сколько, как и для кого
производить?
Экономическая обособленность предполагает «экономическую свободу» - возможность для субъектов экономики применять свои факторы производства там, где они считают выгодным для себя.
В основе такой обособленности лежит частная собственность на факторы производства. Возникает не просто обмен, а обмен в виде купли-продажи, то есть товарный обмен, свидетельствующий о товарном характере всего общественногохозяйства.
В целом товарное хозяйство характеризуется следующими
чертами:
1. Наличие общественного разделения
труда, предполагающего специализацию
производителей на различных уровнях.
2. Экономическая самостоятельность
производителей как собственников факторов
производства.
3. Произведенная продукция
имеет форму товара. Это означает, что
непосредственной целью производства
является продажа, а не потребление произведенного.
4. Наличие рынка как связующего звена
между производством и потреблением.
14. Роль специализации и экономической свободы в развитии товарного хозяйства.
Специализация является фактором роста вследствие следующих причин :
Специализация является основой межхозяйственной и внутрихозяйственной кооперации труда и становится фактором роста производительности труда.
Специализация предполагает выбор людьми сферы производственной деятельности с учетом их природных наклонностей, поэтому их труд более производителен.
Специализация предполагает частое повторение одних и тех же операций, поэтому люди достигают совершенства в их исполнении и дают высокую выработку.
Специализация характеризуется использованием одних и тех же орудий труда, поэтому капитал всегда в работе дает большую отдачу, позволяет быстрее заменить его на новый более проищводительный.
Экономическая свобода - возможность для субъектов экономики применять свои факторы производства там, где они считают выгодным для себя.
Экономическая свобода предполагает личную свободу человека; означает возможность применения капитала по усмотрению его владельца; возможность использования земли наиболее выгодным для ее собственника способом; возможность свободного распоряжения производителем своей продукцией.
Наличие экономической свободы вызывает экономическую конкуренцию, которая в условиях товарного хозяйства является мощным рычагом повышения уровня производственных сил и совершенствования производства, так как победить в ней могут владельцы наиболее эффективных факторов и более привлекательной продукции.
15. Развитие товарного обмена и возникновение денег.
Теории происхождения денег.
1) Рационалистическая —
деньги возникли как результат
соглашения между людьми, которые
изобрели их в виде
2) Эволюционная — деньги
появились в результате
Виды товарного обмена : бартерный: Та=Тб денежный.
Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:
Простая (случайная) форма стоимости.
Полная (развернутая) форма стоимости.
Всеобщая форма стоимости.
Денежная форма стоимости
Простая (случайная) форма стоимости
Обмен лишь двух товаров в определенном количественном соотношении: хТа=уТб
Товар «а» выражающий свою стоимость, играет активную роль (относительно формы стоимости). Товар «б» служит материалом для выражения стоимости товара «а», он играет пассивную роль (эквивалентная форма стоимости). Товар «б» - товар эквивалент.
Владельца товара «а» как продавца интересует в товаре «б» его полезность, в своем же товаре он учитывает затраты труда.
Тем самым он приравнивает потребительскую стоимость другого товара к стоимости своего товара («б» становится формой выражения стоимости товара «а»).
Полная (развернутая) форма стоимости
В обмен включается множество других товаров, а каждому товару, находящемуся в относительной форме стоимости (товар «а») противостоит множество товаров — эквивалентов. Формула обмена имеет следующий вид: хТа=уТб;Тв;Тг и т. д.
Недостатки бартерного обмена:
обмен мог осуществиться только при взаимном желании владельцев этих товаров к обмену, желание совпасть во времени и в пространстве;
бартерный обмен затруднялся физической неделимостью многих товаров;
обмен требует предварительного накопления товаров, чтобы сосредоточить в них стоимость, достаточную для потребления дорогостоящей вещи.
Всеобщая форма стоимости
Из товарной массы выделился один товар, который стал играть роль всеобщего эквивалента. хТа; Тв; Тг и т. д. = уТб
Денежная форма стоимости
Роль всеобщего товара-эквивалента закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром — в силу их естественных свойств (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность).
Потребительская стоимость денег заключается в их способности быть всеобщим эквивалентом и обмениваться на любой другой товар.
С появление денег, бартерный обмен превратился в товарно-денежный.
16.Функции и виды денег. Закон денежного обращения.
Деньги — это универсальное орудие обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
Основные признаки (свойства) денег:
всеобщее признание;
долговечность, способность храниться длительное время;
делимость;
однородность;
портативность при относительно высокой стоимости.
Виды денег:
Наличные
- Разменная монета
- Бумажные деньги (казначейские билеты, ассигнации)
- Кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки)
Безналичные
- Кредитные пластиковые карты
- Платежные пластиковые карты
- Электронные деньги
Деньги являются ликвидным активом
в отличие от других активов деньги абсолютно ликвидны, т. к.:
во-первых, по своей природе деньги являются средствами обращения и нет необходимости предварительно обменивать их на какой-то иной актив;
во-вторых, их номинальная стоимость не может изменяться.
Деньги выполняют следующие функции:
мера стоимости;
средство обращения;
средство накопления;
средство платежа;
функция мировых денег.
Функция меры стоимости проявляется в том, что посредством денег можно определить стоимость любого товара. Данную функцию деньги могут выполнять потому, что сами имеют стоимость. Номинальная стоимость денег закрепляется государством.
Функция обращения — проявляется в том, что деньги выступают посредником в обмене товаров (Т-Д-Т).
Выполнение этой функции привело к возникновению бумажных денег – знаки стоимости, которые сами стоимости не имеют, а лишь удовлетворяют ее.
Функция денег как средства платежа проявляется, когда между покупкой товара и его оплатой возникает временной разрыв (товар продается в кредит), либо когда деньги функционируют вне сферы товарного обращения (при выплате зарплаты, уплаты налогов и т. д.). в качестве средства платежа могут выступать только реальные денеги.
Функция денег как средств накопления реализуется, когда деньги уходят из сферы обращения в сокровища.
Сокровища — это резервуары, в которые при необходимости уходят избыточные деньги, и из которых деньги приходят в сферу обращения при возникновении потребности увеличить находящуюся в обращении массу денег.
Данную функцию в основном выполняет золото.
Золото, находящееся в руках государства, образует официальные резервы страны.
Тезаврация — накопление золота в виде сокровища частными лицами.
Функция мировых денег выполняется, когда деньги участвуют в экономическом обороте между различными странами
Особенности мировых денег:
функционируют как всеобщая мера стоимости
выступают как всеобщее покупательное средство;
выступают как всеобщее средство платежа
служат всеобщим воплощением богатства
Закон денежного обращения
Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:
Количество денег = Сумма товарных цен / Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег)
Кол-во денег необходимое для выполнения функции средства обращения зависит от 3-х факторов:
Количество проданных на рынке товаров
Уровень цен,товаров и тарифов
Скорость обращения денег
17. Понятие «рынок». Условия возникновения, функции, роль рынка в экономике.
Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а так же торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Условия возникновения:
Общественное разделение труда
Экономическая обособленность производителей
Самостоятельность производителя
Функции рынка:
1) Стимулирующая функция — состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими затратами и достаточной прибылью.
2) Ценообразующая функция — рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товара с общественными затратами, выявляет ценность товара посредством определения количества затраченного труда и его пользы.
3) Контролирующая — рынок контролирует конечные результаты производства.
4) Посредническая — рынок обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
5) Информационная — рынок через постоянно меняющиеся цены дает объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
Роль рынка в общественном производстве выражается в следующем:
подавать сигналы производству что и в каком объеме производить;
уравновешивать спрос и предложения, обеспечивая сбалансированность экономики;
дифференцировать доходы от товаров производителей в соответствии с эффективностью их работы;
рынок выполняет «санитарную» роль, он вымывает неконкурентоспособные предприятия и устаревшие производства;
Преимущества рынка:
Рынок — саморегулирующийся механизм («невидимая рука»).
Высокая степень рациональности поведения рыночных субъектов.
Гибкая и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
Недостатки рынка:
Дифференциация уровня жизни.
Не обеспечивается социальная защита населения.
Рынок не создает стимулы для производства общественных благ.
Рынок не способствует сохранения природных ресурсов.
Рынок не способствует развития фундаментальной науки.
18. рыночный механизм. Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса.
Рыночный механизм — механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены и конкуренции) на основе действия рыночных законов.
Рыночный механизм описывается посредством модели спроса и предложения.
Модель спроса и предложения описывает классический локальный рынок, на котором представлено множество конкурирующих покупателей и продавцов одно качественного товара; регулирующая роль государства отсутствует.
Спрос — платежеспособная потребность.
Спросом является только та потребность, которая обеспечена деньгами покупателя.
Спрос (D) — количество товара, которое могут и хотят купить потребители в данное время, по каждой из предложенных на рынке цен.
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.
Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.
Величина (объем) спроса — количество товара, которое потребители хотят и могут купить в данное время по конкретной цене.