Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_ekz.docx

— 679.49 Кб (Скачать файл)

 

Закон спроса.

Чем выше цена какого-либо товара, тем меньше величины спроса на данный товар. (обратная зависимость)

                                                  Qd=f(1/P)

P – цена товара, Qd – величина спроса

 

Неценовые факторы спроса:

вкусы и предпочтения потребителей

доход потребителей и категория товара-эквивалента

цены на сопряженные товары

ожидания потребителей

число потребителей.

19. Цена и предложение товара. Закон предложения, неценовые факторв  предложения.

 

Предложение — совокупность товаров, которая выносится на рынок.

 

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются:

Факторами:  1)размер и возможности производства  2) доля товаров, которые направляются на рынок

 

Цена предложения - цена, которую устанавливает производитель товара.

 

Величина предложения зависит только от цены на данный товар.

Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства. Производитель стремится максимизировать получаемую им прибыль, поэтому, принимая решение об объеме производства, он выбирает такой объем, который обеспечивает наибольшую прибыль.

 

Факторы определяющие предложение товаров на рынке:

издержки производства (производственные затраты)

цены на ресурсы

уровень технологии производства (использование технологий научно-технического прогресса)

налоги и дотации

цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары

число продавцов.

 

Закон предложения

Объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. (прямая зависимость)

 

Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. При этом происходит сдвиг кривой предложения.

 

Неценовые факторы предложения:

1) Цены ресурсов, используемых в  производстве товара

2) Уровень технологии

3) Цели фирмы

4) Налоги и  субсидии

5)  Цены на иные товары

6)Ожидания производителей

7) Количество производителей

20. Понятие и механизм установления цены равновесия. Факторы, определяющие уровень равновесной цены.

 

Цена равновесия - ситуация на рынке, когда наблюдается равенство спроса и предложения.

 

Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения.

Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю.

Равновесие характеризует максимальную эффективность рыночной экономики, т. к. в состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению.

Если на рынке цена отличается от равновесной, то рынок не сбалансирован, поэтому покупатели и продавцы будут стремиться изменить ситуацию на рынке.Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

 

Если реальная цена будет выше равновесной (Р1), то величина спроса при такой цене (Qd1), будет меньше величины предложения (Qs1). На рынке возникнет избыток предложения (Qs1-Qd1), который будет оказывать понижающее давление на цену. Производители предпочтут снизить цену товара.

 

Если реальная цена на рынке ниже равновесной (Р2), то величина спроса (Qd2) превышает величину предложения (Qs2). На рынке возникает дефицит товара.

Избыток спроса будет оказывать давление на цену товара в сторону повышения.

 

Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, т. к. тогда производство и сбыт становятся убыточными.

 

Цена предложения — предельно минимальная цена, по которой производители готовы продать свою продукцию.

Цена спроса — цена, по которой товар способен привлечь покупателя; это максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар.

 

Рыночное равновесие называется устойчивым, если отклонения от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. Если возвращения не происходит, имеет место неустойчивое равновесие.

Рынок  стихийно автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смитт называл механизмом «невидимой руки»).

 

Излишек производителя (PEEPmin)  = разница между общей выручкой РЕ * QE (площадью прямоугольника 0РЕЕQE) и совокупными издержками (площадь 0РminEQE).

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса ( предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения ( при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 – Р2.маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение ( уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный- моделью А. Маршалла.

 

21. Эластичность спроса: ценовая, перекрестная, по доходу.

 

Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене — это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены.

 

Количественное измерение эластичности осуществляется путем расчета коэффициента эластичности.

Ed= , где Q- изменение спроса, P- изменение цены

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Значение коэффициента эластичности.

1. E меньше 1 – спрос не эластичен (изменение цены вызывает меньшее изменение объема спроса) Б)

2. Е больше 1 – эластичный  спрос (изменение цены больше  изменения объема спроса) А)

3. Е=1 – единичная эластичность (изменение цены в точности  компенсируется соответствующим  изменением цены спроса, при этом  общая выручка остается неизменной) В)

Крайние случаи неэластичности:

–  абсолютно неэластичный спрос (вне зависимости от цены величина спроса не меняется). Г)

– абсолютно эластичный спрос (значение коэффициента эластичности стремится к бесконечности)  Д)

Различают:

Точечная эластичность                   Дуговая эластичность 
 
 
Значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда берется по модулю. 
                               Перекрестная эластичность спроса

Объем спроса зависит не только от цены данного товара, но и от цен других товаров (например, повышение цены на кофе ведет к увеличению цены на чай).

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого товара.

                             

где dQx- % изменение объема спроса на товар, dРу- % изменение цены на товар у.

 

 

 

                                        Формы перекрестной эластичности:

 

Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение спроса на товар или услуги в ответ на изменение размена доходов потребителей.

 

dI- % изменение дохода потребителя

точечная:

дуговая:

 

Изменение эластичности спроса по доходу связано с понятием нормальных и низших товаров:

Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Так как доход и спрос изменяется в одном направлении, эластичность спроса на нормальные товары положительна (Е >1).

Для низших товаров увеличение дохода вызывает сокращение спроса. Доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Поэтому эластичность спроса по доходу для низших товаров отрицательна (Е< 0).

Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление не меняется в зависимости от роста или падения дохода

(0 < Е <1).

Товары длительного пользования («товары второй необходимости» - одежда, бытовая техника и т.д.) характеризуются высокой эластичностью спроса по доходу (Е=1).

Предметы роскоши – спрос на которые опережает рост доходов и не имеет пределов насыщения. (Е >1)

Закон Энгеля:

Для каждого блага с эластичностью спроса по доходу меньшей единице 0< Е< 1, должно существовать благо с Е >1 для конкретного потребителя.

 

22.Эластичность предложения.

 

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

 

 

 

 

Эластичность предложения и фактор времени

1. В условиях кратчайшего периода предложение совершенно не эластично (Е=0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

2. В Условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышении спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объемов производства, так как фирмы успевают подстроиться под спрос.

3. В условиях длительного периода предложение совершено эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному увеличению предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 

Кратчайший - ничего изменить нельзя,

Краткосрочный - хотя бы один фактор неизменный

Долгосрочный - все факторы могут изменяться

 

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

Период времени

Типы предлагаемых товаров и услуг

Наличие свободных производственных мощностей

Возможность длительного хранения продукции

 

Факторы влияющие на эластичность предложения по цене:

Наличие избыточных мощностей

Наличие запасов товара у продавцов

Мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства

Время

 

Значение эластичности

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

Определять размеры производства отдельных товаров и услуг

Изучать поведение потребителей

Планировать ценовую политику фирмы

Формировать стратегию фирм для максимизации прибыли.

 

 

23.Конкуренция как элемент рыночного  механизма: понятие, функции, формы.

 

Конкуренция (от лат. «столкновение») – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

По существу, конкуренция – это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.

Функции конкуренции:

Стимулирующая 
Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции и/или снижать издержки производства.

Распределительная. 
В ходе конкурентной борьбы происходит распределение дохода в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Регулирующая 
Конкуренция определяет структуру и объем производства продукции в обществе. 
Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Контролирующая. 
Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.

 

Виды конкуренции:

I. По сферам деятельности 
1)Внутриотраслевая – между производителями одной отрасли за повышение доли на рынке в целях максимизации прибыли. 
2)Межотраслевая–между производителями различных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

II. По методам соперничества 
1)  Ценовая – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. 
2)  Неценовая – конкуренция осуществляется посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. 

Методы неценовой конкуренции: реклама, послепродажное обслуживание, предоставление гарантии на услуги.

Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они определяются типом рыночной структуры.

 

Рыночная структура характеризует основные параметры рынка:

Количество фирм в отрасли и количество покупателей.

Тип производимого продукта

Возможности для входа в отрасль и выхода из нее

Доступность информации

Контроль над рыночной ценой товара 

Тип производимого продукта может быть:  
1. стандартный (однородный) 
2. дифференцированный 
3. уникальный.

 

Типы рынка:

1) Рынок совершенной конкуренции

2) Рынок несовершенной конкуренции ( монополистическая конкуренция, олигополия ( власть нескольких), монополия ) 

Совершенная конкуренция:

Большое количество покупателей и продавцов

Продукция однородна

Фирмы могут свободно вступать на рынок и покидать его

Доступ к информации свободный для всех покупателей и продавцов

Отдельные покупатели и продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену, они принимают её как данную.

 

Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью. Максимально приближенными к рынку совершенной конкуренции являются рынки сельскохозяйственной продукции.

 

Монополистическая конкуренция:

Большое количество покупателей и продавцов

Продукция дифференцированная (неоднородная продукция)

Относительная легкость вступления в рынок

Относительно свободный доступ к информации

Отдельная фирма обладает, в некоторой степени, монопольной властью над ценой товара, могут повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"