Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:48, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену
Вопрос 18.
Транспорт в мировом хозяйстве.
Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции: соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост - чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП - 4-5%, в некоторых странах поднимается до 10% (не включая внутрифирменный транспорт). Доля наиболее высока в наименее развитых странах. В промышленно развитых странах на каждого жителя перевозится 20-25 тонн груза, в целом по миру - 7 тонн. Каждая тонна требует значительного перемещения в пространстве - около 900 т/км. Если исключить морские перевозки - 350-400 т/км. В последние года средний гражданин США передвигается в год на 2000 км (по сравнению с 700 км в начале века). По ЕС показатели меньше в 1,5 раз. В слаборазвитых странах - около 500-700 км в год (путь на работу и обратно). Показатели развития транспорта: соотношение ВВП и грузооборота - тонны километража, эластичность спроса на транспорт по отношению к приросту дохода. На 1 доллар ВВП приходится 2,5 т/км перевозки грузов в высоко развитых странах. В странах со среднем уровнем развития - 3 т/км, в бывшем соц.. лагере - 6 т/км (чтобы создать 1 доллар нужно переместить 1 тонну на 6 км). В промышленно развитых странах высоко развита сфера услуг, не требующая перевозок, меньшую роль играет тяжелая горнодобывающая промышленность, требующая стоимостных перевозок. Транспортная составляющая - отношение фрахта (стоимости перевозки) к стоимости перевозимого груза. Оказывает заметное влияние на международную специализацию: если стоимость расходов на перевозку превышает стоимость товара, то реализация товара не выгодна. В промышленно развитых странах фрахт составляет 5% стоимости импорта и экспорта (внешнеторговый оборот страны). В развивающихся странах - 10%, в странах бывшего соц.. лагеря - больше 10%. На это соотношение влияет динамика экспортных цен и стоимость перевозки. В Восточной Европе основным видом тр анспорта является ж/д (очень дорогой).
Развитие транспорта: рост перевозок
в мире опережает рост путей сообщения.
Увеличилась интенсивность
Автомобильный транспорт: отрасль развивается с начала века, грузооборот удваивается каждые 15 лет. В основном используется для перевозок на малые расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире в среднем приходится 10 человек.
Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот удваивается каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг. перевозки людей составили больше 1 млрд. человек. В перевозке пассажиров стал основным конкурентом ж/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% от всего объема работы, однако доля растет. Перевозятся в основном ценные и срочные грузы.
В транспорте произошли значительные технические изменения, которые связаны с растущей специализацией видов транспорта, ростом грузооборота и увеличением скорости движения. Происходит концентрация грузооборота (основной объем которого приходится на 93 порта мира, всего в мире более 200 портов). Крупнейшие: Роттердам, Марсель, Антверпен, Осака, Шанхай, Сингапур. Из более, чем 14000 аэропортов мира выделяются 400. Самые крупные: Охара (Чикаго), Норита (Токио). Развитие транспортных магистралей привело к развитию многовидовых транспортных структур. Единство транспортной структуры достигается организацией контейнерных перевозок. В смешанных международных перевозках используется несколько видов транспорта. Набирает силу процесс создания интегрированных транспортных систем, работа которых координируется и увязывается между собой. Образовались многовидовые транспортные компании, действующие на расширенной географической основе, охватывая весь мир. Транспортные системы имеют между собой ряд различий. Преобладающие позиции занимают высоко развитые страны, на которые приходится более 70% мирового грузооборота. В стоимостной оценке высока доля морских перевозок, в перевозке грузов - автомобильный транспорт. В промышленно развитых странах сосредоточено 63% портов и 60% аэропортов мира. Они контролируют основные виды связи: 60% морского тоннажа. Ведущая роль принадлежит Греции, Японии, США и Норвегии. Большая часть торгового флота принадлежит европейским странам (1/3). Существует несколько показателей, определяющих, кому принадлежит флот: по капиталу, по флагам регистрации. На страны приписных флагов приходится около 28% флота (Либерия, Панама, Бермудские острова). Между ними существует специализация: танкерный флот - Либерия и Панама, контейнерный - Панама. Наибольшее предпочтение отдается компаниям Либерии, Багамов, Панамы. 77% флота США под удобными флагами, 60% Японии, это связано со стремлением снизить стоимость перевозок, используя более дешевую рабочую силу, кроме того страны-извозчики предоставляют значительные налоговые льготы на перевозимую продукцию. Однако подобная практика создает конкурентные неудобства для других стран. Это приводит к созданию свободных морских зон - о-ва Мэн в Великобритании.
На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота. Большую роль играет морской транспорт - 35% мирового торгового флота принадлежит развивающимся странам. Крупными судовладельцами являются КНР и Ю. Корея. На развивающиеся страны приходится также больше 10% мирового легкового транспорта, 20% грузовиков и автобусов. Однако в развивающемся мире наблюдается низкая плотность транспортных путей. В Саудовской Аравии на 100 квадр. км приходится 4 квадр. км дорог, в Судане - 400 м. Авиационный транспорт является делом национального престижа, без поддержки государства компании конкуренции не выдерживают. Однако 16 компаний развивающихся стран входят в ведущие компании мира. Для транспорта развивающихся стран характерен низкий уровень технического развития. В странах развивающегося мира грузы перемещаются в основном на 35 км.
Социальная структура
Регулирование транспорта. Существует 2 уровня: межправительственный и частный. Основные инструменты регулирования - международные соглашения. В отношении морского транспорта существует ряд организаций, которые занимаются обеспечением безопасности, решением экономических и технических вопросов. На национальном уровне усилия сосредоточены на ликвидации ограничений: приватизация, либерализм, дерегулирование. Процесс развития транспорта и связи проходит взаимосвязанно. Логистика - система, в основе которой лежат принципы распределения, перевозки и складирования товаров с целью облегчения для компаний схемы доставки.
Вопрос 19.
Финансовая система мирового хозяйства. Функциональная структура.
Происходит процесс углубления экономической и политической взаимосвязи государств: преобразование кредитных отношений между государствами, переплетение национальных рынков ссудных капиталов, развитие международного рынка валютно-кредитных и финансовых ресурсов, постоянные перемещения ссудного капитала через национальные границы. Кредитные рынки стали функционировать не как изолированные локальные структуры, а как совокупность национальных и международных рынков, объединенных общими закономерностями развития. Происходит процесс формирования мировой кредитно-финансовой системы.
Составные элементы мирового рынка ссудных капиталов.
Включает национальные, иностранные и еврорынки валюты, кредита и фондовых ценностей. На национальных рынках совершаются операции между местными резидентами, источником ресурсов главным образом служат внутренние накопления национальной экономики. Регулирование осуществляется органами публичной власти. Иностранные рынки - та часть национальных рынков, в рамках которой местные и смешанные по капиталу кредитно-денежные институты обслуживают иностранную клиентуру на условиях, которые мало отличаются от условий сделок с резидентами. Еврорынки - выполнение международной перераспределительной функции, перемещение ссудного капитала между странами - международные финансовые центры, функционирующие там, где государства создают льготный режим привлечения капитала иностранных банков и компаний.
Внутренний рынок ссудных
Виды операций и условия размещения кредитных ресурсов.
В 50-60-е гг. сформировалась база еврорынка - рынок краткосрочных операций. В дальнейшем с развитием рынков границы между кратковременным и долгосрочным кредитование стирались, шел процесс бурного роста новых банковских услуг. В области краткосрочного кредитования существуют следующие технические инструменты предоставления займов: межбанковские депозиты, депозитные сертификаты, простые долговые обязательства.
Евровалютные депозиты межбанковского рынка - важнейший вид краткосрочного кредитования. Евродепозиты могут быть размещены в корзинах валют, чтобы защитить инвесторов и заемщиков от риска курсовых и процентных потерь. Распространены более всего депозиты в стандартной корзине, составляющей международную единицу СДР (в составе доллар, фунт, иена, франк). Она является более устойчивой, чем все входящие в ее состав компоненты. Различают депозиты до востребования и на определенный срок.
Депозитные сертификаты - долговое обязательство банка, точно соответствующее размещенному в нем депозиту. документ подтверждает обязательство банка перед вкладчиком о выплате основного долга и %. Выпускаются банками, а затем покупаются инвесторами. Существует несколько видов, которые подразделяются по срокам, методу выплаты доходов, однако у всех одинаковый минимальный уровень номинала - 50 тыс. долларов. Обычно депозитные сертификаты имеют фиксированный срок ( от месяца до года) и приносят твердый процент, норма которого на 1/8% ниже в расчете на год ставки по краткосрочным межбанковским депозитам. Они продаются с дисконтом (скидкой), а через определенный срок покупаются по номиналу.
Еврокоммерческие бумаги - простые долговые обязательства на предъявителя. Выпускаются крупными компаниями на финансовой основе. Это удобно для компаний, занимающих деньги на короткий срок для покрытия расходов. Традиционная форма среднесрочного кредитования - синдицированный кредит. Он организуется группой международных банков, которые в состоянии мобилизовать и предоставить заемщику значительно больше средств, чем мог бы это сделать 1 кредитор. Обычно выдается на срок 10-12 лет, сумма подобного кредита не менее 100 млн. долларов. Получателями могут выступать государства, ТНК, ТНБ.
В н. 80-х гг. развился традиционный еврокредит - важнейший инструмент евроопераций. К концу 80-х гг. - 1/2 еврокредитов - дающие возможность банкам-членам синдиката выходить из кредитования до наступления срока погашения задолженности по кредиту путем продажи своей доли участия.
Еврооблигации - международные ценные бумаги, выпускаемые от лица ТНК, международных организаций для инвесторов любого числа стран. Обычно выпускаются без обеспечения, однако по некоторым из них требуется гарантия. Существует 2 вида облигаций: публичные и частные. Публичными эмиссиями управляют большие банковские синдикаты, представляющие ценные бумаг широкому кругу инвесторов. Частные размещения осуществляются синдикатом из меньшего числа банков, облигации обычно не котируются на вторичном рынке, а предлагаются непосредственно небольшой группе инвесторов. Суммы еврооблигационных займов колеблются от 10 до 500 млн. долларов. Основные виды используемых на еврорынке облигаций: с фиксированной ставкой и плавающей % ставкой. Различие между ними заключается в установлении % ставки. Фиксированная ставка фиксируется на весь срок действия займа, гарантируют стабильность и заранее известную величину расходов. Плавающая % ставка связана с процентным риском, сроки облигационных займов с такой ставкой -приблизительно 6-7 лет. Происходит процесс глобализации мирового кредитного рынка, в рамках которого наблюдается увеличение масштабов евроопераций, совершенствование технологий сбора и передачи рыночной информации. В последние десятилетия идет процесс структурной перестройки, происходит значительная трансформация механизмов ссудно-заемных операций. Основная часть финансовых ресурсов предоставляется в форме облигационных займов (60-70%) на евровалютных рынках, доля иностранных облигационных займов - 10-11%. Основная доля кредита приходится на корпорации США и Великобритании.