Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:48, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену
Производственный спрос
Изменения в структуре предложения.
В структуре производства повысилась роль промышленности (в 1,3 раза за 1960-88 гг.) и сферы услуг. Большинство программ развития с/х опиралось на современную западную технологию, которая однако на фоне общей отсталости и неразвитости инфраструктуры привела с/х в зависимое положение от внешних источников роста, от импортных средств производства. Расширение сферы услуг выступает условием человеческого развития. Ускоренный рост сферы услуг был вызван тем, что исторически большая часть потребностей в промышленных изделиях удовлетворялась за счет импорта. Национальные предприятия существовали преимущественно в сфере обращения и услуг, подавляющую часть которых невозможно импортировать. Произошел также существенный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей, что позволило развивающимся странам укрепить собственную индустриальную базу и увеличить темпы производства ВВП. Отличительной чертой развития отраслей обрабатывающей промышленности является быстрый рост производства и снижение доли потребительских товаров, наблюдается все большая переориентрированность на поддержание воспроизводственного процесса. Значительное место в обрабатывающей промышленности занимают довольно простые по современным стандартам виды продукции. Отрасли легкой промышленности занимают гораздо более важное место, чем в развитых странах. Большая доля продукции приходится на пищевую промышленность. Отрасли тяжелой промышленности удовлетворяют свои потребности в основном за счет импорта.
Вопрос 31.
Экономическая стратегия развивающихся стран.
После получения политической независимости в развивающихся странах был проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий в развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в руках узкого слоя людей.
Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости. Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А. Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня экономического развития, способствует расширению потребительского и производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повышение цен на мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в развивающихся странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции эндогенного развития - “нового внутреннего порядка”. Характерной чертой являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:
1) создание самодостаточной
2) стратегия возрастающего участия в международном разделении труда и политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство некоторых вид ов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует создания инфраструктуры, привлечения иностранных технологий. Однако в ряде случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок. Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводили в остальном политику импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в систему международного разделения труда, что способствовало становлению современного хозяйственного механизма, более полному использованию их экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась роль государства , на передний план вышли косвенные меры регулирования, что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее расширение активности государства натолкнулось на проблему государственного дефицита и роста инфляции. Кроме того из-за наличия внешнего долга государству пришлось сократить свои социальные и экономические функции. Произошло сокращение предпринимательской активности государства, некоторые государственные предприятия были приватиированы. Выплата государственного долга пала на государственные предприятия. В 86 г . на государственных предприятиях создавалось 12% ВВП развивающихся стран (медленный, но постоянный рост).
Вопрос 32.
Экономическая политика развивающихся стран.
После получения политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста. Хозяйственный механизм был ориентирован на потребности быстрого промышленного развития. Государственное воздействие оказывалось путем ограничительных и поощрительных (преобладали ) мер. Внешнеэкономическая политика государств была направлена на стимулирование национального производства и ограничение конкуренции на внутренних рынках. Существовала необходимость в проведении гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур: на ввозимые иностранные товары установились высокие пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло приобретать оборудование за рубежом по пониженным ценам, однако подобная практика сдерживала развитие экспорта. Существовал ряд особенностей политического процесса: преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики. Одним из ключевых вопросов программы было переустройство мирохозяйственных связей: восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран. Наблюдались тенденции к интеграции национальных хозяйств на региональном уровне. Цели создания торговых и экономических региональных объединений: увеличение экономического роста, политическое сближение и содействие региональной безопасности. В Африке главной целью было стремление преодолеть узкие рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В н. 80-х гг. произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования экономического роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических дисбалансов. Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям воспроизводственного процесса и усилению воздействия внешних факторов на их развитие. Международные организации настаивали на принятии развивающимися странами открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров, изменению валютных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и меры структурной перестройки. Политика стабилизации исходит из того, что главной причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом борьбы рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика структурной перестройки включает следующие меры: либерализация торгового режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализация ценообразования, улучшение управления, отказ от протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК. Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации производства, уменьшился общий объем потребления. Положительные результаты были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП, 13 - неудача в структурной перестройке, в 7 произошло снижение социальных показателей. Причиной послужили рост дефицитности платежных балансов, сильное ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что повлекло к уменьшению покупательной способности внутренних рынков. Политика открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики становится увеличение капиталовложений: привлечение иностранных инвесторов, стимулирование частных вложений рыночными методами. Приоритетное направление приобретают программы по стимулированию с/х производства, что проводится посредством увеличения закупочных цен на экспортные товары. Существует необходимость в увеличении производства в связи с голодом и низким уровнем жизни во многих с/х развивающихся странах.
Вопрос 33.
Развивающиеся страны в МЭО.
Внешне экономические связи могут содействовать расширению и модернизации фонда накоплений. Внешний сектор предоставляет возможность получать средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития, внешнеэкономические связи расширяют рамки внутренних рынков, ускоряют экономический рост. В 1993 г. примерно 19% совокупного ВВП развивающихся стран реализовалось за рубежом. В воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение внешнеэкономического оборота у ВВП или коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики характерна для стран Африки, Бл. Востока.
Степень воздействия
Вопрос 34.
Продовольственная помощь.
Начало 70-х гг. - обострение продовольственной проблемы в целом ряде развивающихся стран - необходимо принятие мер для смягчения. Важным инструментом смягчения является продовольственная помощь: предоставление на условиях льготных кредитов и безвозмездных даров. С середины 70-х гг. объем продовольственной помощи увеличился с 8 млн. тонн зерна в год до 13 млн. тонн в 90-х гг. + увеличились льготные поставки незерновых продуктов питания (порошковое молоко, растительное масло). Несмотря на увеличение объема продовольственной помощи значение импорта увеличилось, а доля помощи сократилась. 70% помощи направляется в Африку, особенно - Египет, Марокко, Тунис. Продовольственная помощь стала идти и в республики бывшего СССР и страны бывшего соц.. лагеря, за исключением Словакии, Венгрии, Чехии. Выгоды стран-получателей: помощь смягчает нехватку продовольствия, обеспечивает оказание помощи голодающим, уменьшает валовые расходы на импорт продовольствия, позволяет сэкономить средства, необходимые для других отраслей экономики. Но выгоды эти краткосрочны. В долгосрочном плане происходит переориентация международной помощи с поставок продовольствия на передачу технологий и снабжение техникой и др. средствами производства. Техническая и финансовая помощь оказывается не только с/х, но и др. отраслям продовольственного комплекса. Имеется отрицательное воздействие стран-доноров: использование помощи для оказания политического давления, увязка продовольственной помощи с программами экономического и соц. развития. Развивающиеся страны выступают за увеличение льготного кредитования и безвозмездной помощи. Предоставление продовольственной помощи проводится на двусторонней и многосторонней основах. Ею занимаются организации ОЭСР, ЕС, ОПЕК и др. В 80-е гг. наблюдалась тенденция к уменьшению помощи через межгосударственные организации и увеличению через неправительственные. Сейчас основными организациями, координирующими оказание продовольственной помощи, являются ФАО, ГА ООН (Всемирный Продовольственный совет), ИФАД (Международный фонд с/х развития). Среди государств 1 место - США, до 60% всей продовольственной помощи (политика продовольственного оружия). С 80-х гг. растет роль западноевропейских стран.
Вопрос 35.
Развивающиеся страны в мировом производстве.
За 1960-95 гг. объем производства развивающихся стран увеличился в 4 раза. В динамике экономического роста наблюдалось 2 периода: для 60-70-х гг. были характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до 4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит на экстенсивной основе. В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно развитым по производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику оказывают военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5% совокупного ВВП развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический рост и внешними факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85 гг.). Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентности на внешних рынках. Существует также проблема неравномерности экономического развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения в Африке, Лат. Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в 80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП. Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем промышленного роста - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На развивающиеся страны приходится 16% мирового производства полупроводников, 33% табачной промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс индустриализации вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что сопровождалось переливом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля средств производства в объеме обрабатывающей промышленности. Доля развивающихся стран в мировом производстве средств производства составила в 90-м г. - 9% (для сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства в НИС, которые производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается тенденция к росту доли производства развивающихся стран во всех основных отраслях.