Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория экономики".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика III курс.docx

— 290.19 Кб (Скачать файл)

5) мировые деньги. Функцию  мировых денег в настоящее  время выполняют, так называемые, резервные валюты

Чаще всего выделяют первые три функции. Остальная градация (четыре функции или все пять) зависит от школы, которая изучает функции денег. Московская школа чаще всего говорит о первых четырех, а петербургская выделяет все пять.

Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Два подхода к происхождению денег: субъективный (возникли в результате соглашения между людьми) и объективный (результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделился один, за которым закрепилась роль всеобщего эквивалента.). Металлическая теория – эпоха первоначального накопления капитала (У. Стаффорд, Т. Мен и др.); функция денег – сокровища и мировые деньги, отождествляли деньги с благородными металлами. Номиналистическая теория – деньги были чисто условными знаками, счетными единицами (римские и средневековые юристы, Беркли, Стюарт). Количественная теория – стоимостная основа денег, стоимость денежной единицы и уровень товарных цен определяется количеством денег в обращении ( Локк, Монтескье, Риккардо). Сущность денег заключена в их функциях:1 – мера стоимости;2 – средство платежа;3 – средство обращения;4 – средство накопления;5 – мировые деньги. Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров. Функция средство обращения выполняется, когда играют роль посредника в обмене товаров по формуле: Т-Д-Т`, где Т-Д – продажа, а Д-Т` - купля. Функцию сокровища выполняет золото в качестве золотых слитков, монет, предметов роскоши. В качестве средства платежа приобретают новую форму существования – кредитные деньги (вексель, банкнота, чек). Выполнение всех функций денег в обороте между странами делает их мировыми деньгами (золото).

 

19 Государственный бюджет. Дефицит  госбюджета и методы его ликвидации. Государственный долг. Структура  бюджетной системы

Государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги.

— подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

— государственные займы.

— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения доходов над затратами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Методы ликвидации

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит

Госудаарственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Последствия накопления государственного долга

Переложение налогового бремени на будущие поколения.

Перераспределение доходов среди населения.

Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

– первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– третий уровень – местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

 

20 Фискальная политика государства

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики  могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

 

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.

10.1(а)), имеет целью сокращение  рецессионного разрыва выпуска  и снижение уровня безработицы  и направлена на увеличение  совокупного спроса (совокупных  расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение  трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:  

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики (на ВВП, занятость, инфляцию и эк.рост)

Автоматическая фискальная политика  связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

 

21 Банки и их функции

Банк – это ком. организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1. привлечение во вклады  физических и юридических лиц;

2. размещение этих средств  от своего имени и за свой  счет на условиях возвратности, срочности, платности;

3 открытие и ведение  банковских счетов физ.и юр.лиц.

Нередко банк характеризуют как посредническую организацию. Под ней зачастую понимается  деятельность банка как посредника в платежах. Через банк проходят платежи предприятий, организаций, населения , и в этом смысле банк, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как к единому целому.

Через банк проходит ден. оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банк осуществляется перелив ден. средств и капиталов от одного субъекта к др., от одной отрасли нар. хозяйства к др. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов. Аккумулируя их в одном  секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в др. отрасли и регионы. Привлекая капиталы, сбережения населения и др. свободные ден. средства, которые высвобождаются в процессе хоз. деятельности, и, предоставляя их во временное пользование др. эконом. агентам, нуждающимся в доп.капитале. коммерческие банки обеспечивают обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения ден. капитала. исходя из этого коммерческие банки выполняют значимые общественные фун-ции: создают платежный механизм; принимают депозиты, которые явл. частью ден. массы и составляют часть богатства общества; осуществляют посредничество в кредитовании и инвестировании.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"