Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория экономики".
Абсолютно эластичное предложение (возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается) S4
Абсолютно неэластичное предложение (как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю) S5
Эластичность предложения определяется рядом факторов:
Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения
Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара
Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения
15 Издержки производства и их классификация
Издержки производства – это денежные затраты на приобретение применяемых факторов производства. Наиболее экономически эффективным методом производства считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства. Издержки производства измеряются в стоимостном выражении по произведенным затратам.
Издержки производства – издержки, которые непосредственно связанные с производством товаров.
Издержки обращения – издержки, связанные с реализацией произведённой продукции
Внутренние (неявные) издержки – это денежные доходы, которые жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащей ей ресурсы, т.е. это такие доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы при наилучшем из возможных способов их применения. Альтернативные издержки упущенных возможностей – количество денег, которое необходимо, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства товара В и использовать его для производства товара А.
Таким образом затраты в денежной форме, которые фирма осуществила в пользу поставщиков (труд, услуги, топлива, сырья) называется внешними (явными) издержками.
Классификация издержек
Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции.
Средние постоянные издержки (A F C) – постоянные издержки, которые приходятся на единицу выпускаемой продукции и определяется по формуле: AFC = FC/Q
Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции.
Средние переменные издержки (AVC) – объём переменных издержек, который приходится на единицу выпускаемой продукции. Они определяются по следующей формуле: путём деления VC на объём выпускаемой продукции: AVC = VC/Q. Сначала кривая падает, затем она горизонтальна и резко возрастает.
Общие издержки (ТС или С) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы, в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. Они определяются по формуле: TC = FC + VC
Средние общие издержки (АТС) – сумма общих издержек, которые приходится на единицу производственной продукции:
АТС = ТС/Q = (FC + VC)/Q = (FC/Q) + (VC/Q)
ATC = AFC + AVC
Предельные издержки (МС) – приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу продукции.
МС = ∆ТС/ ∆Q.
16 Совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Выделяют следующие функции конкуренции:
выявление или установление рыночной стоимости товара;
выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
регулирование перелива средств между отраслями и производствами
Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
17 Монополия и ее виды. Антимонопольная политика государства
Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида.
Основные характеристики рынка монополистической конкуренции:
многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил;
дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком).
Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика)
Термин «монополия» можно использовать относительно:
субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;
состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;
типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным
Виды монополий:
Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы. К естественной монополии в экономической теории обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.
Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений
Новаторская — особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.
Признаки монополизации:
противостояние большому числу покупателей — вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора;
наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов;
новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;
высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих;
возможность в известных пределах диктовать цены рынку;
возможность присвоения монопольно высокой прибыли;
навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:
раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.
Антимонопольная политика - комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс (большие капиталы, которые нужно обновлять, монопольное положение не обязывает их совершенствовать производство и продукт).
В настоящее время в США запрещено горизонтальное слияние фирм с рыночными долями 10 и 5%. Вертикальные слияния допускаются, когда фирма располагает 10% или большей долей рынка.
В Западной Европе более мягкие законы, они запрещают лишь злоупотребление монопольной властью и, соответственно, разрешают слияние предприятий при более высоких долях на рынке (до 40% во Франции). В России горизонтальные слияния запрещены, если совокупная доля больше 35%, а вертикальная, - если доля одной фирмы больше 35%.
Сегодня антимонопольная политика во всех странах предполагает предотвращение возникновения новых монополий, формирование конкурентной среды, государственное регулирование деятельности монополий.
Регулирование осуществляется через политику цен, предполагающую сдерживание роста монопольных цен. Очень важно при разработке и реализации такой политики не уничтожить производителя, поэтому цены должны устанавливаться на уровне средних издержек в отрасли, что позволяет предприятиям функционировать нормально. Недостатком этой меры является то, что ценовая политика, как правило, запаздывает. В дополнение к ней применяют налоговые регуляторы, т. е. устанавливают налог на сверхприбыль.
Трудности реализации антимонопольной политики в России вызваны тем, что она разрабатывалась на примерах развитых стран. Но во всех странах такая политика базируется на зрелых рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для условий России - для периода создания рыночных отношений.
Фактически антимонопольная политика в России формировалась как пассивная защитная политика с преимущественно разрешительно-запретительной функцией, ее задачами были не только борьба с функционирующими монополиями, но и предотвращение возникновения новых. Необходимость ее осуществления определялась тем, что в то время не было контроля над финансово-промышленными группами, существование которых позволило осуществлять горизонтальную интеграцию и создавать отраслевые монополии. Не было увязки и с другими разделами экономической политики. Антимонопольное регулирование касалось в основном политики цен и использовало установление верхнего предела цены, предельного размера рентабельности и предельных коэффициентов изменения цен. Это стимулировало рост издержек производства и снижало заинтересованность в развитии производства. Положительным в этих мерах было понимание самой необходимости антимонопольной политики, формирования нужных органов, разработки и принятия законов, но своих прямых функций в целом такая политика не выполняла.
18 Деньги и их функции. Закон денежного обращения
Деньги – товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Товарная природа денег определяется самой историей развития обмена товарами и соответствующим отдельным этапом развития обмена форм стоимости
Деньги, будучи воплощением стоимости и общественным явлением всегда отражают те отношения, которые складываются в экономике. Эти отношения чрезвычайно сложны и постоянно усложняются. Но, при всем этом, деньги находят отражение в обществе, основанном на частной собственности и рыночной экономике, и эти отношения всегда выступают как отношения эксплуатации
Деньги – безрисковый финансовый актив, обладающий абсолютной ликвидностью и нулевой доходностью.
Сущность денег выражается через те функции, которые они выполняют.
Функции денег:
1) мера стоимости. Деньги
как мера стоимости
2) средство обращения. Выполняя
функцию средства обращения, деньги
обслуживают сделки купли-
3) средство платежа. Деньги
часто применяются не для
4) средство накопления. Данная
функция денег свидетельствует
о возможности их применения
не только для измерения
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"