Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".
Дифференциация продуктов - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую. Например, машины Жигули и Москвич, шампуни Яблоко и Роза различаются, дифференцируются, не рассматриваются как взаимозаменяемые товары;) способ, с помощью которого производители пытаются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, чтобы обратить на него внимание покупателей, потребителей.
Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды, продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).
С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции
10.Основные модели олигополии.
Олигополия – рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это — автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
Ценообразование:
Олигополия, связанная тайным соглашением. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразованию, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Различия в спросе и издержках, наличие большего числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, экономические спады являются препятствием для основанной на тайном сговоре олигополии.
Ценовое лидерство. Представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
Назначение цен, превышающих издержки. При ценообразовании по принципу «издержки плюс», или надбавки, олигополисты, для того чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют надбавку в размере определённого процента.
Ломаная кр.спроса.
Олигополисты, не участвующие в тайном сговоре, фактически сталкиваются с ломаной кр.спроса. Эта кривая объясняет негибкость цен, но не объясняет их уровня. Расположение и форма кр.спроса такого олигополиста будут зависеть от того, как конкуренты б. реагировать на предпринятое им изменение цены.
Могут происходить: выравнивание цен, игнорирование их изменений или реализация смешанной стратегии.
Р D1
D2 игнорирование изменений
выравнивание
Краткосрочный период: Обычно на основе изучения рынка компании определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем продукта в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. При олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.
Долгосрочный период: Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.
Примеры отраслей: рынок сырья и полуфабрикатов : руды, нефти, стали, цемента; рынки потребительских товаров (автомобили).
11. Классификация факторов
Современная экон теория классифицирует необх-мые для пр-ва ресурсы по крупным группам, называемым факторами пр-ва.
1) труд. Это целесообразная хоз деят-сть людей, направл на удовл-ние потр-стей, получение дохода. В проц труда человек затрачивает умственную и физ энергию. В различ видах труда мож преобладать либо умственное (интеллектуальное) начало, либо физическое. Труд м/б простым или сложным, квалиф-ным. Рез-ты труда сильно различ-ся: материальный или нематер продукт (информация, например), услуга.
2) земля (природ ресурсы). Во-1х, земля — это вообще всякое место, где нах-ся человек: живет, трудится, отдыхает, развлекается и т.п. Во-2х, на земле как на тер-рии также расположены производственные и др предп-тия. В-3х, земля, имеющая биологич св-ва плодородия, служит объектом сельс и лесного хоз-ва. В-4тых, она явл также источ-ком полез ископаемых, водных и др рес-сов. Говоря о земле как факторе пр-ва, экон теория учитывает все эти ф-ции природных ф-ров в хоз-ве.
3) капитал. Под кап-лом поним вещественный (реальный) кап-л — все ср-ства пр-ва длительного или краткого пользования. Сюда относ сырье, машины, оборудов, производст-е сооружения и др.
Перечисленные 3 фак-ра пр-ва наз классическими. Однако в современ экон теории часто выдел еще неск допол-х факторов.
Чтобы факторы пр-ва использовались и комбинировались наилучшим образом, необх фактор особого рода — предпринимательская спос-сть. В рыноч экон-ке имеет место особого рода деят-сть, которую осущ-ет предпр-тель, т.е. человек, организующий, планирующий хоз деят-сть, принимающий решения и т.п.
Наконец, технический прогресс. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них м/б при этом более новой, а другая устаревшей. Очевидно, что если прочие факторы пр-ва то лучшие хоз-ные рез-ты фирмы, исп-щей новейшее оборуд-е, следует объяснять именно реализованным в новой технологии техническим прогрессом.
В самое последнее время, в первую очередь в связи с широким распр-нием компьютеров, особ роль в пр-ве начинает играть информация (разнообр базы данных, электрон архивы и т.д.).
Характеристики факторов производства: Факторы производства измеримы и имеют цену, способны приносить доход их владельцам, взаимозаменяемы и требуют эффективного использования.
Распределение национального дохода определяется ценами на факторы производства. Цена фактора производства представляет собой количество денег, уплаченное за единицу фактора производства - заработную плату работников, или доход, полученный собственниками капитала. Так как мы исходим из предложения, что количества факторов производства в экономике не известны, кривая предложения фактора приобретает вид вертикальной линии. Точка пересечения наклонной вниз кривой спроса на фактор производства с вертикальной кривой предложения определяет равновесную цену этого фактора производства.
Теория предельной производительности Дж. Кларка: в условиях, когда хотя один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение других факторов дает все меньший и меньший прирост продукции.
При неизменном размере капитала каждый дополнительный работник производит меньше продукции, чем ранее принятый. Производительность труда последнего работника называется предельной производительностью труда. По мнению Кларка, только тот продукт, который создается предельным рабочим, можно вменить труду и считать продуктом труда, остальная же часть продукции, то есть разница между "продуктом промышленности" и "продуктом труда" представляет собой продукт капитала.
Основополагающим в теории Кларка является утверждение, что предельный продукт в денежной форме определяет справедливый, естественный уровень дохода, выплачиваемый каждому фактору производства.
В связи с вышесказанным, надо сделать вывод, что теория предельной производительности - это не более чем теория формирования цен спроса на производственные факторы.
12. Труд как фактор производства.
Ценообразование на рынке
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей. Рынок труда – рынок, где роль цены выполняет ЗП. Это сфера контактов между продавцами и покупателями трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Отличительная черта процесса ценообразования на труд в том, что сам труд принадлежит наемному работнику, а средства пр-ва – работодателю.
Особенности рынка труда:
1. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а сам индивид не может ни покупаться, ни продаваться. 2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе, оплачиваемый отпуск и т.д. З. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Сложность трудовых контрактов затрудняет поиск работы и порождает несовершенство информации о вакансиях для ищущих работу и о предлагающих труд - для предпринимателей. 4. То, что потребитель или предприниматель покупает сегодня, не имеет никакого отношения к тому, что они купили вчера или купят завтра. А при покупке труда продолжительность контактов продавца и покупателя имеет существенное значение. Их длительность приносит выгоды как paботодателю, так и наемному рабочему. 5. По сравнению с обычным рынком на рынке труда присутствует большое число институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
Структура занятости в мире:
Современный рынок труда включает три категории лиц, которые условно называются:
В настоящее время значительно снизилась доля «синих воротничков» среди всех занятых. Столь же возросла доля инженеров и техников, работников сферы услуг и интеллигенции.
Структура занятости в России
Зарплата вместе с возрастом растет до
27 лет, а после 60 лет снижается. Самая распространенная
категория работников - специалисты с
высшим уровнем квалификации (и высшим
образованием - 22,5%), квалифицированные
рабочие (17,4%), средне- и низкоквалифицированные
рабочие (вместе - 30,1%).Такая структура
занятости объясняется "раздутым бюджетным
сектором", где много выпускников вузов,
и технологической отсталостью промышленности,
использующей малоквалифицированный
труд. Средний возраст работников крупных
и средних предприятий - 43 года (руководителей
- 49).
К 30-40 годам работник накапливает опыт,
но еще сохраняет способность воспринимать
инновации, а после 40 приспосабливаться
к новым условиям становится сложнее,
считают эксперты
ЗП – цена наемного труда, получаемая наемным работником.
Номинальная ЗП – сумма денег, полученная за час, день и т.д.
Реальная ЗП – кол-во товаров и услуг, кот-е можно приобрести на номинальную ЗП
Различия в ЗП: Показатель реальной оплаты труда наиболее точно по сравнению с номинальной ЗП показывает, насколько действительно различается вознаграждение за труд в разных странах. При длительно стабильных ценах на потребительские товары и услуги темпы роста номинальной и реальной ЗП совпадают.
Средняя зп в России за 2012 год примерно 26000 руб.
Системы ЗП в РФ:
Суть теории К. Маркса о сущности заработной платы состоит в том, что в процессе производства происходит расходование физической и умственной энергии человека, для восстановления которой необходимы материальные и духовные блага. Стоимость этих благ, обеспечивающих жизнедеятельность рабочего и членов его семьи, и составляет стоимость рабочей силы, которая принимает форму заработной платы. Зарплата, по определению К. Маркса, есть превращенная форма стоимости и цены рабочей силы. Это превращение состоит в том, что на поверхности зарплата выступает как плата за труд, а на самом деле есть цена рабочей силы.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"